double arrow

Ты все видишь: как мне не бояться Тебя?


 

Такие и другие многие благодеяния оказывал Ты мне, Господи Боже мой, Жизнь души моей. И мне приятно было бы всегда говорить, все­гда помышлять о них, и всегда благодарить Тебя за них, чтобы за все блага Твои мог я всем сердцем моим, всею душою моею, всею мыслью моею, всею крепостью моею, от всей внутренности сердца моего и всех составов моих хвалить и любить Тебя, Гос­поди Боже мой, сладость блаженная всех веселящихся о Тебе.

Но «не соделанное мое видесте очи Твои» (Пс.138,16), очи, светлейшие паче солнца, назирающие все пути человеческие и глубину бездны, очи, которые «на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч.15, 3). Как всем управляешь Ты, наполняя Собою все, всегда и везде всецело присутствуя, и имея попечение о всем, что ни создано Тобою; потому что нет в Тебе ненависти ни к чему, Тобою сотворенному: так наблюдаешь Ты, всегдашний Соглядатай, и шествия и стези мои, день и ночь бодр­ствуешь на страже моей, тщательно замечая все стези мои, как будто забыл Ты о всех тварях Твоих на небе и на земле, и меня только одного имеешь в виду, не заботишь­ся же ни о чем другом. Не увеличивается свет в неизменном взоре Твоем, если взираешь на одну только тварь, и не умень­шается, если видишь бесчисленное множество различных тварей; потому что как одно це­лое вдруг совершенно объемлешь взором, так и отдельно взятые твари порознь, как бы ни были они различны, вдруг всецело и совершенно усматриваешь око Твое. Все Ты видишь, как нечто одно, и как видишь одну тварь, так и все, отдельно взятые твари, усматриваешь всецело вдруг без разделения, или изменения, или уменьшения.




Посему весь Ты во всецелое время, но не во времени, всего меня вдруг и всегда видишь, как будто бы и не было Тебе на что больше взи­рать.

Посему так стоишь на страже моей, как будто бы забыто Тобою все, и на меня одного угодно Тебе обратить все внимание; потому что всегда и везде являешь мне Свое присутствие, и всегда показываешь Себя готовым, если только находишь готовым меня.

Куда ни пойду, не оставляешь Ты меня, Го­споди, если только я не оставлю Тебя пре­жде.

Где бы ни был я, не отступаешь Ты от меня, потому что Ты везде; и куда ни пойду, везде обрету Тебя. Ибо Тобою только могу существовать, а без Тебя погиб бы; потому что не могу без Тебя существовать.

Исповедуюсь Тебе, что все, что ни делаю, пред Тобою делаю, и что делаю, Ты видишь лучше, нежели я, который это делаю. Ибо что ни делал бы я, Ты всегда при мне, как непрестанный надзиратель всех моих помышлений, намерений, наслаждений и действий. Всегда пред Тобою, Господи, всякое желание мое, пред Тобою всякое помышление мое. Ты видишь, «откуда приходит», где пребывает, и «куда уходит» дух (Ин. 3, 8), потому что Ты—Судия всех духов.



Сладок или горек тот корень, от которого произрастают на­ружу красивые листья, Тебе, внутренний Судия, известно это лучше, нежели мне самому, и Ты глубже изведываешь самые внутренности корней; не только намерение, но и самую вну­тренность корня его, в яснейшей истине света Твоего, извлекаешь, рассматриваешь и отмечаешь, чтобы воздать каждому не толь­ко по делам или намерению, но и по самой внутренней, сокровенной сердцевине корня, из которого происходит намерение делающего.

К чему стремлюсь, когда принимаюсь за дело, о чем помышляю, чем наслаждаюсь, все это видишь Ты, и уши Твои слышать, и очи Твои видят, Сие внимательно означаешь, замечаешь и записываешь в книге Твоей, хорошо ли то или худо, чтобы воздать после за хорошее наградой, а за худое наказанием, когда раскроются книги, и будем судимы по написанному в книгах Твоих. Сие са­мое, может быть, сказал уже Ты нам: по­кажу «какой будет конец их» (Втор.32, 20), и сие самое сказано о Тебе, Господи: «вся концы Сам испытует» (Иов. 28, 3); по­тому что Ты во всем, что ни делаешь, смо­тришь более на конец намерения, нежели на совершение дела.

И когда внимательно раз­мышляю о сем, Господи Боже мой, Бог страшный и крепкий, тогда и страх и великий стыд равно приводят меня в смятение; по­тому что великая лежит на нас необходи­мость жить свято и праведно, когда все делаем пред очами всевидящего Судии.

 







Сейчас читают про: