Искал я Тебя в мире, а нашел только в себе, ибо Ты Сам открыл, Себя мне

 

Как овца погибшая заблуждался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри.

Много тру­дился, ища Тебя вне себя, а Ты обитаешь во мне, только бы мне возжелать Тебя. Обошел я веси и градские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри.

Посылал вестников своих—все внешние чувства обрести Тебя, и не нашел, потому что искал худо. Ибо вижу, Боже, Свет мой, просветивший меня, что худо искал я с помощью чувств внешних; Ты пребываешь внутри; они же не знали, откуда вошел Ты.

Очи говорят: «если не имел Он цвета, то не чрез нас вошел».

Уши говорят: «если не дал гласа, то не чрез нас прошел».

Обоняние говорит: «если не издал запаха, то не чрез меня прошел».

Вкус говорит: «если не было в Нем вкуса, то не чрез меня вошел».

Осязание присовокупляет: «если Он бестелесен, то и не спрашивай меня о Нем».

Всего же этого нет в Тебе, Боже мой. Ибо не телесного вида, не временной красоты, не светлой бе­лизны или цвета, не приятных сладкогласий или каких сладостных звуков, не запаха цветов, мастей и благовоний, не меда или манны услаждающих вкус, не чего-либо приятного для осязания или объятия; и вовсе не чего-либо иного подлежащего сим чувствам ищу я, когда ищу Бога моего. Как и помыслить, чтоб Бог мой был чем-либо объемлемым чувствами, которых не лишены и животные бессловесные!

И однако же, когда ищу Бога моего, ищу некоего света, который превыше всякого света, и которого не уловляет око; ищу некоего гласа, который выше всякого гласа, и которого не уловляет слух; ищу некоего благоухания, которое выше вся­кого благоухания, и не уловляется обонянием; ищу некоей сладости, которая выше всякой сладости, и не познается вкусом; ищу неко­его объятия, которое выше всякого объятия, и неощутимо внешним человеческим осязани­ем. Свет сей сияет, где не объемлет его место; глас сей звучит, где не похищает его время; благовоние сие благоухает, где не разносит его веяние ветра; сладость сия вку­шается, где нет алчности; объятие сие ося­зается, где ничто не расторгается. Таков есть Бог мой, и не уподобится Ему другой; сего ищу, когда ищу Бога моего, сие люблю, когда люблю Бога моего.

Поздно возлюбил я Тебя, Красота столь древняя и столь новая, поздно возлюбил я Тебя; Ты был внутри меня, а я искал Тебя вне, там искал я Тебя, и в этот прекрасный, Тобою создан­ный мир, вторгался я безобразный. Ты был со мною, но я с Тобою не был. Вдали от Тебя держало меня то, что может существо­вать только Тобою. Все обходил, ища Тебя, и ради всего оставлял себя самого.

Спросил я землю: «не Бог ли она мой?» И она отве­чала: «нет»; и все, что на земле, подтвердило мне тоже. Спросил я море и бездны и пре­смыкающихся в них, и отвечали: «мы не Бог твой, ищи Его выше нас». Спросил я веющие ветры, и весь воздух со всеми оби­тателями своими сказал мне: «обманывается Анаксимен, я не Бог твой». Спросил я солнце, луну и звезды; говорят «мы не Бог твой». Сказал я всему окружающему двери плоти моей: «сказали вы мне, что вы—не Бог мой, скажите же мне что-нибудь о Боге». И все велегласно воскликнуло: «Он сотворил нас». Спросил я после сего громаду мира: «скажи мне: Бог ли ты мой, или нет?» и громко отвечал мир: «нет, я не Бог, но Богом существую, и Кого ты ищешь во мне, Тот создал меня; выше меня ищи Того, Кто управляет мною, Кто создал и тебя». Так вопрошал я тварей, углублялся в рассматривание их; так отвечали они мне и засвиде­тельствовали о Боге; потому что все они вопиют: «Бог нас сотворил»; и как гово­рит Апостол, «невидимая» Божия «от создания мира творенми помышляема видима суть» (Римл.1, 20).

И возвратился я к себе самому, вошел в себя и говорю себе: «кто ты?» И отвечал сам себе: «я —человек разумный и смертный». И стал я рассуждать, что бы это значило? и сказал: откуда сие живое су­щество? Откуда, если не от Тебя, Господи Боже мой? Ты сотворил меня, а не сам я создал себя. Но кто же Ты? Тобою живу я: Тобою живет все. Кто же Ты? Ты, Господи, Бог истинный и единый, всемогущий и вечвый, непостижимый и неизмеримый, Ты всегда живешь, и в Тебе ничто не умирает; Ты бессмертен, обитаешь в вечности, чуден для очей Ангельских, неисповедим, неиспытуем, и неименуем, Бог единый и истин­ный, страшный и крепкий, не знающий ни начала ни конца, начало и конец всего, Ты был до начатка веков и прежде всякого на­чала веков. Ты - Бог мой и Господь всего сотворенного Тобою; у Тебя причины всего постоянного, у Тебя пребывают неизменяемые начала всего изменяющегося и вечный закон всех существ разумных и неразумных и временных.

Скажи мне, смиренному рабу Тво­ему, Боже мой; умоляю Тебя милосердием Тво­им, скажи милосердый, бедному рабу Твоему: откуда сие живое существо, как не от Тебя, Боже? Ужели каждый сам был художником бытия своего? Ужели из иного начала, а не от Тебя происходит бытие и жизнь? Не Ты ли — высочайшее бытие, от которого всякое бытие? Ибо что ни существует, от Тебя су­ществует, а без Тебя нет ничего. Не Ты ли—источник жизни, из которого истекает всякая жизнь? Ибо все, что живет, живет Тобою, а без Тебя ничто не живет. Посему Ты, Господи, сотворил все. Спрашиваю: кто создал меня? Создал меня Ты, Господи, «без Негоже ничтоже бысть». Ты—мой Отец; я— дело рук Твоих. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, Которым живу я, и Которым живет все; благодарю, что Ты создал меня. Благодарение Тебе, Создатель мой, что «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня» (Иов. 10, 8)! Благодарение Тебе, свет мой, что Ты просветил меня, и я нашел Тебя и себя! Где нашел себя, там познал себя; где нашел Тебя, там познал Тебя; а где по­знал я Тебя, там просветил Ты меня. Благодарение Тебе, свет мой, что просветил меня! Что такое сказал я? познал Тебя? Не Ты ли—Бог непостижимый и неизмеримый, «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тимоф.6, 15-16)? Не Ты ли—Бог сокровенный и неиспытуемого величествия, единый высо­чайшей ведец и чудный зритель Себя Самого? Ибо кто познал то, чего никогда не видел? Твоя истина изрекла: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). И проповедник Твой, по истине Твоей, сказал: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18). И кто же посему познал то, чего никогда не видел? Истина также Твоя рекла: «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Матф.11, 27). Единая Троич­ность Твоя, превышающая всякое разумение, Себе Единой всецело ведома. Посему что же такое сказал я—человек суете уподобившийся, будто бы я познал Тебя? Ибо кто по­знал Тебя, кроме Тебя Самого? Ты един в святом и пребожественном писании име­нуешься Богом всемогущим, прехвальным, преславным, превознесенным, всевышним и пресущественным; потому что пресущественно и непостижимо для ума существуешь Ты выше всякой умной или смысленной и чув­ственной сущности, и выше всякаго имени, именуемого не только в веке сем, но и в грядущем; потому что Ты пресущественным и сокровенным Божеством Своим, выше всякаго ума и смысла и выше всякой сущно­сти, неприступно и неиспытанно обитаешь в Самом Себе, где свет неприступный и свет­лость неиспытуемая, непостижимая, несказан­ная,— светлость, до которой не достигает никакая другая светлость; потому что она неудобосозерцаема, невидима, выше всякаго ума и смысла, и пренеприступна, и пренепременна и пренесообщима, и никто из Ангелов и из человеков никогда не видит и не может ее видеть. Это—небо Твое, Господи, небо, со­крывающее в себе пресокровенную превысшую ума и смысла, пресущественную свет­лость; о нем то говорится: «Небо - небо Господу» (Пс.113, 24), «небо – небо», пред ко­торым все небо есть земля, потому что пречудно оно превознесено превыше всякаго такого неба, для которого сие видимое небо есть земля.

И сие-то «Небо - небо Господу», не иному кому, а только Господу. На сие-то небо «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13): потому что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» и Дух (Матф.11, 27). Ибо Тебе Единой все­цело ведома Ты, Троица Святая, Троица пречудная, пренеисповедимая, пренеисследованная, пренеприступвая, пренепостижимая, пренедомыслимая, пресущественная, Ты пресущественно превышаешь всякое чувство, всякий ум, всякий смысл, всякое разумение, всякую сущ­ность пренебесных духов.

Откуда же познал я Тебя, Господи Боже мой, превознесенный над всею землею, и над всем небом,— Тебя, Которого не познают в совершенстве ни Серафимы, ни Херувимы, но крылами созерцаний своих закрывая лица пред «сидящего на престоле высоком и превознесенном», взывают и глаголют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его»?(Ис.6,2-3) И Пророк ужаснулся и сказал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис.6, 15). И сердце мое ужаснулось, потому что не умолчал я, как «человек с нечистыми устами», но сказал: познал я Тебя. Впрочем, Господи, горе и умолкающим о Тебе; потому что и доброречивые без Тебя делаются немыми. И я не умолчу, что Ты сотворил и просветил меня. Я нашел и познал себя, обрел и познал Тебя, потому что Ты просветил меня. Но как познал я Тебя? Познал Тебя в Тебе же Самом; познал Тебя, не каков Сам Ты в Себе, но каков Ты ко мне, познал не без Тебя, но в Тебе, потому что Ты свет, просветивший меня. Каков Ты в Себе, таковым ведом Себе одному; но каков Ты ко мне, это, по благодати Твоей, известно и мне. Но каков Ты ко мне? Скажи сие, милосер­дый, бедному рабу Твоему; скажи мне по щедротам Твоим, каков Ты ко мне? «скажи душе моей: `Я - спасение твое!» (Пс.84, 3). Не сокрывай от меня лица Твоего, да не умру. Дозволь мне, земле и пеплу, вещать к милосердию Твоему; дозволь, потому что велико милосердие Твое ко мне, — «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27). Скажи мне смиренному, скажи, милосердый, бедному рабу Твоему, ска­жи мне по щедротам Твоим: каков Ты ко мне? И возгремел Ты свыше гласом великим во внутренний слух сердца моего, разрешил Ты глухоту мою, и услышал я глас Твой; просветил Ты слепоту мою, и увидел я свет Твой, и познал, что Ты—Бог мой. Посему-то и сказал я, что познал Тебя. Познал я о Тебе, что Ты—Бог мой; по­знал «Тебя единого истинного Бога, и его же послам еси Иисусе Христа». Было время, когда не познавал я Тебя. Горе тому времени, когда не познавал я Тебя; горе той слепоте, когда не видел я Тебя; горе той глухоте, когда не слышал я Тебя! Слепой, глухой и безобразный устремлялся я на прекрасный со­здания Твои. Со мною Ты был, но я не был с Тобою; вдали от Тебя удерживало меня то, что не существовало бы, если бы не полу­чило бытья от Тебя. Ты просветил меня, о свет, и увидел я Тебя, и возлюбил Тебя. Ибо никто не может любить Тебя, разве только кто видит Тебя; и никто не может видеть Тебя, разве только кто любит Тебя.

Поздно возлюбил я Тебя, красота столь древ­няя и столь новая, поздно возлюбил я Тебя. Горе тому времени, когда не любил я Тебя!

 

31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе.

 

Благодарение Тебе, Свет мой, просветивший меня так, что познал я Тебя? Как я познал Тебя? Познал в Тебе единого Бо­га живого и истинного Творца моего; познал в Тебе Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, Бога истинного, всемогущего, бессмертного, невидимого, неописуемого, беспредельного, вечного, неприступного, непостижимого, неисследимого, непременяемого, неизмеримого, бесконечного начала всех видимых и невидимых тварей, Которым все созда­но и Которым все стихии поддерживаются в бытии, Которого величие, как не имело никог­да начала, так и не прекратится во век. Познал я Тебя единого, истинного, вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, три Ли­ца, но единую сущность, совершенно простое и нераздельное естество; Отца безначального, Сына от Отца рожденного и Духа Свя­того от Отца же исходящего, безначально всегда и бесконечно Бога Триипостасного, единого единственного истинного Бога веемогущего, единое начало вселенной, Творца все­го видимого и не видимого, духовного и телесного, Который всемощною силою при на­чале времен создал из ничего ту и другую тварь—и духовную и телесную, т.е. мир Ангельский и мир видимый, а потом и человеческую природу, как нечто общее, состав­ленное из тела и духа. Познал я и испо­ведую Тебя Бога Отца нерожденного, Тебя — Сына Единородного, Тебя—Духа Святого, Уте­шителя ни нерожденного, ни рожденного, но от Отца исходящего, познал и исповедую святую и нераздельную Троицу в трех равных единосущных и совечных Лицах, Троицу в единице и единицу в Троице, «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10).

Познал я Тебя истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия Едино­родного, Творца, Спасителя, искупившего меня и весь человеческий род, и исповедую Тебя от Отца рожденным прежде век, Богом от Бога, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, не сотворенным, но рожденным, единосущным и совечным Отцу и Святому Духу, Которым все из начала сотворено; твердо верую и истин­но исповедую, что ты Бог Единородный Иисус Христос для спасения людей, по советам Пресвятой Троицы, воплотился и от Приснодввы Марии наитием Святого Духа за­чат стал истинным человеком, состоящим из разумной души и человеческой плоти; что Ты, по. Божеству Единородный Бог, бесстрастный и бессмертный, по неизреченной люб­ви Твоей, какою возлюбил нас, Тот же самый Божий Сын по человечеству соделался страждущим и смертным; что Ты, единый Божий Сын, для спасения человеческого рода на древе крестном изволил претерпеть страдание и смерть, чтобы спасти нас от смер­ти вечной; что Ты начальник света, сошел во ад к пребывающим во тьме отцам нашим, и в третий день, Ты же, славный по­бедитель, от преисподних восшел на вы­соту и воскресил святое тело Свое, которое за грехи наши лежало мертвым во гробе, оживотворив оное, по Писанию, в третий день, чтобы спосадить одесную Отца. Ибо, восприяв с Собою плен из ада, пленен­ный древним врагом человеческого рода, Ты, истинный Божий Сын, с естеством плоти нашей, т. е. с душою и плотью человеческою, восприятою от преславной Девы, восшел превыше всех небес, превосшедши все чи­ны Ангельские, седишь одесную Бога Отца, где источник жизни и свет неприступный и мир Божий, превосходящий всяк ум. Там сущему Тебе, истинному Богу и человеку — Иисусу Христу, покланяемся, веруя и испове­дуя, что Бога имеешь Ты Отцем, и ожидаем, что оттуда придешь Судиею при конце века, судить живых и мертвых, и всем добрым и злым воздать по делам их, соделанным ими в сей жизни, наградив или наказав каждого по достоинству его, или покоем, или мученьем. Ибо в день тот, по гласу силы Твоей, все люди, все имевшие в себе душу человеческую, восстанут в той плоти, какую имели в настоящей жизни, что­бы весь человек, по заслугам, восприял или славу, или геенну Ты — «наше … жительство» и воскре­сение, «откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его»  (Филп.3, 20. 21).

Познал я Тебя Бога истинного, животворящего Духа Святого, от Отца исходящего, единосущного и совечного Отцу и Сыну, Уте­шителя и Ходатая нашего, в виде голубя нисшедшего на Бога и Господа нашего Иисуса Христа, и на Апостолах явившегося в виде огненных языков, даром благодати, Своей от начала научавшего всех святых я избранных Божиих, и отверзавшего уста Пророкам, чтобы поведали они чудеса Царствия Божия; и полоняемого и спрославляемого вместе со Отцем и Сыном от всех святых Божиих, с которыми и я — сын рабы Твоей, от всего сердца прославляю имя Твое; потому что просветил Ты меня. Ты— истинный свет, истиноглаголивая светлость, огнь Божий и учитель духов, помазанием Своим наставляющий нас на всякую истину, Ты—Дух истины, без Которого невозможно угодить Богу, потому что Ты Бог от Бога и свет от света, неизреченно исходя от Отца светов, единосущен, равен и совечен Отцу и Сыну, и с Ними во едином существе Троицы пресущественно спрославляешься и царствуешь.

Познал я Тебя—Единого Бога живого и истинного, Отца и Сына и Духа Святого, Троичного в Лицах и Единого в сущности; и Тебе покланя­юсь, Тебя исповедую и прославляю всем серд­цем моим, истинного Бога, Единого святого, бессмертного, невидимого, непременяемого, неприступного, неисследимого, единую светлость, единое солнце, единый хлеб, единую жизнь, единое благо, единое начало, единый конец, единого Творца неба и земли, Которым все живет, все поддерживается в бытии, все приводится в устройство, управляется и оживотворяется, что ни есть на небе и на земле и под землею,—кроме Которого нет Бога ни на небе, ни на земле. Так познал я Те­бя, Господи Боже, познавший меня! Так я познал Тебя. Познал я Тебя верою, кото­рую вдохнул в меня Ты, свет мой, светлость очей моих, Господи Боже мой, надеж­да всех концов земли, радость веселящая юность мою, и благо, подкрепляющее старость мою. О Тебе, Господи, все кости мои тор­жествуя взывают: «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс.34, 10) «Кто подобен Тебе в бозех, Господи» (Пс.85, 8), — Тебе не руками человеческими соделанному, но соз­давшему руки человеческие? «Их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс.113, 12). Но не таков Ты, Создатель человеков. «Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95,5). «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный, … боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10,10.11). Бога же, со­творившего небо и землю, да благословят не­беса и земля!

 

 

32. Не искал я Тебя,—Ты меня взыскал: благо­дарю Тебя, Просветитель мой!

 

«Кто подобен - Тебе в бозех, Господи?» Кто подобен Тебе, великий в святости, страшный и хвальный, «творяй чудеса».

Поздно познал я Тебя, истинная Светлость, поздно познал я Тебя.

Великое и темное облако покрывало очи суетности моей, и не мог я видеть Тебя, Солнце правды и Свет­лость истины. Во мраке погружен был я сын мрака; любил я мрак мой, потому что не знал светлости; слеп я был, и любил слепоту, и из мрака переходил во мрак.

Кто же извел меня из сей тьмы и сени смертной, в которых слепотствовал я? Кто взял меня за руку, чтобы извести оттуда? Кто просветитель мой?

Не я искал Его, но Он меня взыскал. Не я взывал к Нему, но Он меня призвал. Кто же это?

Ты, Господи Бо­же мой, милосердый и милостивый, Отец щедрот и Бог всякаго утешения; Ты, Святый Господи Боже мой, Которого исповедую всем сердцем моим, принося благодарение имени Твоему! Не искал я Тебя, но Ты меня взыскал; не взывал я к Тебе, и Ты призвал меня; призвал меня именем Твоим; возгремел свыше гласом сильным во внутренний слух сердца моего: «да будешь свет: и стал свет» (Быт. 1,3), и снизошел свет великий, и истаяло темное облако, покрывавшее очи мои, и возвел я взор свой, и увидел свет Твой, и познал глас Твой, и сказал: воистину, Господи, Ты—Бог мой, и извел меня из тьмы и сени смертной, и призвал в чудный свет Твой,— и вот я вижу.

Бла­годарение Тебе, Бог мой! Ибо вот я вижу. Благодарение Тебе, Просветитель мой! И об­ратился я, и увидел тьму, в которой был, и мрачную бездну, в которой лежал, и вострепетал и ужаснулся, и сказал: Увы, увы! в какой тьме пребывал я! Увы, увы! в ка­кой слепоте находился я, и не мог видеть света небесного! Увы! каково прошедшее мое невежество, в котором не познавал я Тебя, Господи!

Благодарю Тебя, Просветитель мой и Избавитель мой за то, что просветил Ты меня, и познал я Тебя. Поздно познал я Те­бя, Истина древняя; поздно познал я Тебя, Истина вечная. Ты был во свете, а я был во тьме, и не познавал Тебя; потому что не мог просветиться без Тебя, и нет света кроме Тебя.

 

 

33. Боже неисповедимый! Просвети очи мои, да узрю Тебя лицом к лицу!

 

Святый Святых, Боже неисповедимого ве­личества, Бог богов и Господь господей, чудный, неизглаголанный, недомыслимый, пред Которым трепещут на небе Ангельские Вла­сти, Которому поклоняются Господствия и Престолы, и пред взором Которого объемлются страхом все Силы; Которого могуществу и премудрости нет числа; основавший мир ни на чем и море собравший в воздухе, как в мехе; Всемогущий, Святейший, крепкий Бог духов и всякой плоти, пред лицом Которого обращаются в бегство небо и земля: и мановению Которого покорствуют все стихии! Тебе покланяются, Тебя славят все творе­ния Твои.

И я—сын рабы Твоей, с верою преклоняю выю сердца моего к ногам ве­личества Твоего, принося благодарение за то, что по милосердию Твоему благоизволил Ты просветить меня, Светлость истинная, Свет­лость святая, Светлость радующая, Светлость чудная, Светлость прехвальная, просвещаю­щая всякого человека, грядущего в мир сей, и даже Ангельские очи. Вот стал я видеть, и приношу благодарение. Вот вижу небесную светлость, горний луч от лица светлости Твоей осиявает очи ума моего и веселит все кости мои. О, если бы усовершился он во мне! Тебя, Содетель света, умоляю, приум­ножь осиявающую меня светлость. Да расши­ряется во мне более и более исходящий от Тебя луч светлости Твоей. И что такое чув­ствую я в себе? Какой это огонь согревает сердце мое? Какой это свет озаряет своими лучами сердце мое? Ты—горящий и ни­когда не угасающий огнь, воспламени меня! Ты—всегда сияющий и никогда не темнеющий Свет, просвети меня! О, если бы возгореться мне огнем Твоим! Как приятно говоришь Ты, святый огнь! Как таинственно сияешь, как вожделенно возжигаешь!

Горе тем, ко­торые не горят Тобою! Горе тем, которые не просвещаются Тобою, истиноглаголивая Светлость, озаряющая весь мир, и наполня­ющая его светом! Горе слепотствующим очам, которые не видят Тебя, Солнце, освещающее небо и землю! Горе очам помраченным, ко­торые не могут видеть Тебя! Горе отвращающим очи, чтоб не видеть истины, и не отвращающим очей, чтоб не видеть суеты! Очи, привыкшие ко тьме, не могут видеть лу­чей высочайшей истины; не умеют судить о светлости живущие во тьме, и видят они тьму, и любят тьму, и одобряют тьму; из тьмы пе­реходя во тьму, не знают сии бедные, где па­дут и сокрушатся; они не знают, чего ли­шаются. Но еще бедственнее те, которые знают, чего лишаются; падают с отверсты­ми очами, и живые нисходят во ад.

О, блаженнеший Свет, который может быть ви­дим только самыми чистыми очами! «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5, 8). Очисти меня, Сила очищающая! Исце­ли очи мои, да здравыми очами созерцаю Те­бя, на Которого взирают только здравые очи. Сними с очей моих чешую древнего мрака лучами озаренья Твоего, неприступное сияние, чтобы мог я взирать на Тебя неуклонными взорами, и во свете Твоем узреть свет. Бла­годарение Тебе, Свет мой! Ибо вот стал я видеть. Умоляю Тебя, Господи, да расширится Тобою зрение мое. «Открый очи мои, и ура­зумею чудеса от закона Твоею» (Пс.118,18), дивный во Святых Твоих, Боже. Благода­рение приношу Тебе, светлость моя! Ибо вот стал я видеть, и вижу, «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно». Когда же «лицем к лицу»? (1Кор. 13, 12) Когда наступит день веселья и радования, в который «пройду в место селения дивна, даже до дому Божия» (Пс.41,5), или увижу Того, Кто видит меня лицом к лицу, и насытится желание мое?

 

 

34. Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Боже мой!

 

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (41-3) Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41, 2.3) Когда к водам сладости Твоей, источник жизни, родник живых вод, приду из зем­ли пустой, непроходимой и безводной, чтобы увидеть мне силу Твою, и славу Твою, и во­дами милосердия Твоего утолить жажду свою? Жажду, Господи, источник жизни, — напои меня. Жажду, Господи, жажду Тебя Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи? Увижу ли день тот, день радости и веселия, «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»(Пс.117, 24)? День пресветлый, незнающий вечера, не имею­щий запада, в который услышу глас хва­лы, глас радования и исповедания, услышу: «в радость господина твоего» (Мф.25, 21), войди в радость вечную, в дом Господа Бога твоего, где творятся «дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5, 9); войди в радость беспечальную, заключающую в себе вечное веселие, где будет всякое благо и не будет никакого зла; где будет все, что вожделенно, и не будет того, что не таково; где будет жизнь живоносная, сла­достная и вожделенная и приснопамятная; где не будет ни врага нападающего, ни обольщений, но высочайшая и несомненная безо­пасность, безопасная тишина, тихая приятность, приятное счастье, счастливая вечность, вечное блаженство и блаженная Троица, и троичное единство, и единое Божество, и бла­женное созерцание Божества,—в этом то и состоит радость Господа моею. О радость ра­достей, радость превосходящая всякую радость, вне которой нет и радости! Когда войду в тебя, чтоб видеть мне Господа моего, обитающего в тебе? Приду и увижу «сие великое явление» (Исх. 3, 3). Что же меня удержива­ет? «Увы мне, яко пришелствие мое продолжися» (Пс.119, 5)! Долго ли будут гово­рить мне: «где есть Бог твой» (Пс.41, 4)? Долго ли будут говорить мне: «терпя потерпи»? И ныне не Ты ли, о Господи, ожидание мое? Ждем «ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип.3, 20, 21); ожидаем Господа, когда возвра­тится Он от брака, чтобы нас ввести на вечерю Свою.

Приди, Господи, и не умедли; приди, Господи Иисусе Христе, приди и по­сети нас миром; приди и изведи сего связанного из темницы; да возвеселится пред Тобою сердцем совершенным; приди, Спа­ситель наш; приди, чаяние всех языков, яви лице Твое, и спасемся. Приди, свет мой, Искупитель мой; «изведи из темници ду­шу мою исповедатися имени Твоему» (Пс.141, 8). Долго ли я бедный буду влаяться в волнах смертности моей? Вопию к Тебе, Господи, и не внемлешь мне... Услыши, Гос­поди, вопиющего из моря сего великого, и введи меня в пристань вечного блаженства. Блаженны те, которые изведены из опасно­стей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно бла­женны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог. Они наслаждаются уже вожделенным покоем, потому что, прияв венец вечной сла­вы, заслуженный здесь многими скорбями, вечно веселятся. Они истинно блаженны, трекратно и четырекратно блаженны, потому что избавившись от всех зол, не сомневаясь уже о своей неувядаемой славе, сподобились достигнуть царства лепоты. О вечное царство, царство всех веков, где немерцающая светлость «и мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4, 7), в котором упокоеваются души святых! «радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35, 10). Как славно цар­ство, в котором, с Тобою, Господи, царствуют все святые, облеченные светом, как ризою, имея на главе «венец из чистого золота» (Пс.20, 4)! О царство вечного блаженства, в котором Ты, Господи, упование святых и венец славы, лицем к ли­цу узришься святыми Твоими, веселя их миром Твоим, превосходящим всяк ум!

Там радость бесконечная, веселие без печали, здравие без болезни, жизнь без труда, свет без тьмы, жизнь без смерти, всякое благо без всякого зла; там юность никогда не стареет, там жизнь не знает себе предела; там красота никогда не увядает; там любовь нико­гда не охладевает; там здравие никогда не изнемогает; там радость никогда не умаляется; там не ощущается никогда печаль; там не слышно никогда воздыхания, там не видно ничего скорбного; там всегда есть веселие; там не страшно никакое зло; потому чего там обладают верховным благом, и оно есть непрестанное созерцание лица Госпо­да Сил. Посему блаженны те, которые из настоящей многобурной жизни сподобились уже достигнуть стольких радостей.

Но, увы, злосчастны и жалки мы, которые влачим корабль по волнам сего великого моря и по бурным пучинам, не зная, будем ли в состоянии достигнуть пристани спасения. Несчаст­ны, мы, которых жизнь в изгнании, путь в опасности, конец сомнителен, которые не знаем конца своего, потому что все в не­известности соблюдается до будущего века, а мы влаемся еще в волнах морских, возды­хая о пристани. Издали видим тебя, отече­ство наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей, и со слезами усиливаемся, как бы то ни было, достигнуть тебя. Упование ро­да человеческого, Христе, Бог от Бога, прибежище наше и сила, светлость Твоя изда­ли, сквозь темные облака среди бурь морских осиявает очи наши, как луч звезды, ука­зующей путь к пристани. Ты, Господи управь корабль наш десницею Твоею, кормилом креста Твоего, да не погибнем в волнах, да не потопит нас буря водная, да не по­глотит нас глубина; но силою креста Твоего влеки нас из моря к Тебе, единственному нашему утешению; слезящими очами издали, как звезду утреннюю солнце правды, едва видим Тебя, ожидающего нас на бреге небесного отечества. Вот к Тебе взываем Тобою искупленные, но и ныне еще пребывающие в изгнании, взываем мы, которых искупил Ты драгоценною кровью. «услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Псал. 64, 6). В бурном носимся мы море; Ты, стоя на бреге, видишь крушения наши; спаси нас ра­ди имени Твоего. Дай нам, Господи пройти среди двух пучин, и безопасно сохранив корабль и куплю нашу, достигнуть пристани.

 

Тогда насыщуся.

 

Когда же придем к Тебе — Источнику мудрости к Тебе—немерцающей Светлости, к Тебе — невечернему Свету, чтоб узреть нам Тебя уже не зерцалом в гадании, но лицем к лицу; тогда насытится во благих желание наше; потому что ничего не останет­ся нам больше желать. Ты, Господи, вер­ховное Благо, будешь наградою блаженных, и венцом славы их, и радосттю вечною над главою их, и внутренне и совне умиротво­ряя их миром Твоим, превосходящим всяк ум. Там узрим, возлюбим и восхвалим Тебя. Во свете Твоем узрим свет Твой; «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35,10). И какой свет? Свет безмерный, свет неве­щественный, непостижимый, свет немерцающий, свет невечерний, неприступный, свет несозданный, свет правдивый, свет Божест­венный, который просвещает очи Ангельские, веселит юность святых, и есть светлость светлостей и источник жизни, то есть Ты, Господи Боже мой. Ибо Ты - вот свет, во свете Которого узрим свет, то есть, Тебя— в Тебе, во светлости лица Твоего; потому что узрим Тебя лицем к лицу. Что зна­чит узреть лицем к лицу? Не то ли самое, что говорит Апостол: познать, «подобно как я познан» (1Кор.13, 12)? Познать Троич­ность Твою значить узреть лицем к лицу; познать всемогущество Отца, премудрость Сы­на, милость Духа Святого, единую и нераз­дельную сущность всевысочайшей Троицы, зна­чит узреть лице Бога живого. И это есть высочайшее благо, радость для Ангелов и всех святых, награда жизни вечной, слава духов, вечное веселие, венец лепоты, воздаяние блаженства, обильный покой, красота дара, внутренняя и вечная радость, рай Бо­жий, Иерусалим небесный, блаженная жизнь, полнота блаженства, радость вечности, «мир превосходящий всяк ум». Вот полное блажен­ство и всецелое прославление человека—зреть лице Бога своего, зреть Того, Кто сотворил его, Кто спас его, и Кто прославил его. Человек узрит Его познавая Его, возлюбит Его вожделевая Его, и восхвалит Его обла­дая Им. Ибо Сам будет наследием людей Своих, людей святых, которых искупил Он. Сам будет блаженным достоянием их, наградою и ожидаемою мздою. Буду, го­ворит, «награда твоя весьма велика» (Быт. 15,1)! Ис­тинно, Господи Боже мой, велик Ты весьма над всеми богами, и мзда Твоя весьма велика. Ибо великому и прилично великое; и не мала мзда Твоя, когда Сам Ты велик; но как велик Ты, так велика и мзда Твоя. Ибо не иное—Ты, а иное—мзда Твоя. Но Сам Ты велик весьма, Сам Ты—и венчающий и ве­нец. Сам Ты—и обетователь и обетование; Ты и мздовоздаятель и мздовоздаяние; Ты—и раздаятель наград, и награда вечного бла­женства. Ты—венчающий и венец, Боже мой, венец упования моего, украшенный славою; веселящая светлостьт свет обновляющий, укра­шающая лепота, упование мое великое, жела­ние сердца святых и чаяние их.

Итак, со­зерцание Тебя есть всецелая награда, всеце­лая мзда и всецелая радость, какой ожидаем. Это есть жизнь вечная; —так говорит пре­мудрость Твоя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Посе­му, когда узрим Тебя Единого Бога, Бога истинного, Бога живого, всемогущего, невидимого, неописуемого, непостижимого; и Единородного Сына Твоего, Тебя единосущного и совечного Бога, Господа нашего Иисуса Хри­ста, Которого послал Ты в мир для спа­сения нашего, и Духа Святого—узрим Бога Троичного в Лицах и Единого в сущно­сти, Единого Бога Святого, кроме Которого нет Бога: тогда будем иметь, чего взыскуем, будем иметь вечную жизнь, нескончаемую славу, какую уготовал Ты любящим Тебя, какую сокрыл для боящихся Тебя, и дашь ищущим Тебя, всегда взыскующим лица Твоего. И Ты Господи Боже мой, Создатель мой от чрева матери моей, которая вве­рила меня деснице Твоей, не попусти мне бо­лее от единого развлекаться во многое; но собери меня от внешнего в меня самого, а от меня в Тебя, чтоб сердце мое всегда вещало Тебе: «взыска Тебе лице мое. Лица Тво­его, Господи, взыщу» (Пс.26, 8),—лица Тво­его, Господи Сил, в Котором одном состоит вся слава блаженных,—которое зреть есть вечная жизнь и вечное веселие святых. Посему, да возвеселится сердце мое, и да убо­ится имени Твоего; да возвеселится сердце ищущих Господа, а тем паче сердце обретающих Тебя. Ибо если и искать—уже весе­лие, то какое веселье—обрести? Посему рев­ностно и непрестанно буду искать лица Тво­его. Да отверзнется когда-нибудь и мне дверь и врата правды, чтобы войти в радость Го­спода моего. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117, 20).

 

36. Толку отверзи мне, Господи!

 

Три равные и совечные Лица! Единый и истинный Бог, Отец, Сын и Дух Сви­тый, един обитающий в вечности и во све­те неприступном, основавший землею веемогуществом Твоим, и премудростью Твоею правящий во вселенной; Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, страшный и сильный, праведный и милосердый, дивный, хвальный, достолюбезный, единый Бог, три Лица в единой сущности, всемогущество, премудрость, благость, единая и нераздельная Троица, от­верзи мне вопиющему, «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» (Пс.117,19). Вот во дверь Твою, Верховный Домовладыка, ударяю я нищий; повели отверзть для меня ударяющего — Ты, сказавший: «стучите, и отворят вам» (Матф.7,7). Ударяют в дверь Твою, премилосердый Отец, желания стенающего сердца моего и слезные вопли очей моих. «пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37, 10). И Ты, Господи, «не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего» (Пс.26, 9). Услыши, Отец щедрот, вопль сирого Твоего, и простри наилучшую помощни­цу—руку Твою, да извлечет меня из глубоких вод, из блага бедствий, и от брения тины (Пс.39, 3), и не погибну пред милосердым взором очей Твоих, в виду благоутробия Твоего; но да прийду к Тебе—Го­споду Богу моему, и увижу богатство царствия Твоего, и буду вечно созерцать лице Твое и вещать хвалу имени Твоему святому, Гос­поди, творящий дивное, веселящий сердце мое памятно о Тебе, просвещающий юность мою, не презирающий старость мою, но соделывающий, что радуются все кости мои, и обнов­ляется старость моя, яко орля.

Всякая слава, всякая похвала, всякая сила, всякое могущество, все велелепие, все бла­женство, да будет Богу Отцу и Сыну и Ду­ху Святому! Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: