Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих?

 

Научи меня, глубочайшая бездна, Зижди­тельная Премудрость, поставившая «на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40,12), и поддерживающая тяжесть земли; и сию плотяную тяжесть, которую ношу я, поддержи не­видимыми Твоими перстами, чтобы увидеть и познать мне, сколь «чудно имя Твое по всей земли!» Древнейший свет, сиявший прежде всякого света на святых горах древней веч­ности, пред которым «все обнажено и открыто» (Евр.4, 13) еще прежде нежели пришло что либо в бытие, Свет, которому, как чистей­шему и чуждому всякой скверны, ненавистна всякая нечистота, какое утешение Тебе от человека? «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) Что в человеке утешает Тебя? Где во мне достойное святилище величия Твоего, чтобы войти в него и обрести утешение любви Твоей? Чистая трапеза прилична Тебе, всеочищающая Сила; ибо видеть Тебя, а тем паче обладать Тобою, могут только чистые сердцем. В человеке же где столько чистый храм, чтоб мог он принять Тебя? Кто может сделать чистым зачатое от нечистого семени? Не Ты ли один чист? А от «нечи­стого что очистится?» (Сир. 84, 4) Ибо и по закону, который дал Ты отцам нашим в огне, попаляющем гору, и в облаке, покрывающем «мрак вод» (Пс.17, 12), к чему прикоснется нечистый, «нечисто будет» (Чис.19, 12). «Все мы сделались - как нечистый» (Ис.64, 6), происходя от растленной и нечистой плоти, имеем на челе своем знаки нечистоты нашей, которых не можем сокрыть от Тебя Всевидящего. А потому не можем быть и чистыми, если не очистишь Ты, единый чистый. Очищаешь же тех из нас сынов человеческих, в которых угодно обитать Тебе, и которых по недоступно-глубоким тайнам непостижимых судеб премудрости Твоей, всегда справедливых, хотя и сокровенных, не по каким либо предварительным их заслугам предопределил Ты прежде мира, призвал из мира, оправдал в мире, и возве­личишь по конце мира. Чему изумевая, дивятся все мудрые земли. И я, Господи, размышляя о сем, прихожу в ужас и оцепенение от «глубины богатства и премудрости и разума» (Рим.11, 33), которой не досязаю. И непо­стижимы судьбы правды Твоей; потому что из «из той же смеси сделать» одни сосуды «в честь», другие же в «вечное безчестие» (Рим. 9, 21). Посему, которых из множества избрал Ты Себе в храм, предуведал, что соблюдут они себя достойными святыни Твоей, тех очищаешь, изливая на них воду чистую, тех и имена и число знаешь Ты, «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146, 4). Написанные у Тебя в книге жизни, никогда они не погибнут; им все споспешествует во благое. «когда он будет падать, не упадет» (Пс.36, 24), потому что поддер­живаешь их рукою Твоею, храня «вся кости их, да ни едина от них сокрушится». Но «смерть грешников люта» (Пс.33, 22), т. е. тех, которых Ты, прежде нежели сотворил небо и землю, по неисповедимой глубине сокровенных, но всегда праведных, судеб Твоих предуведал достойными вечной смер­ти. Счисление же имен и злых дел их у Тебя, исчислившего множество песка морского и измерившего глубину бездны, и их оставил Ты в нечистотах их; посему все им служит во зло. Великое недостоинство их делает, что и самая молитва их обращается в грех, и если до небес взыдут, и главою коснутся облаков, «и положат гнездо свое среди звезд» (Авд.1, 4), и тогда погибнут наконец по грехам и беззакониям своим.

 

28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли!

 

Велики судьбы Твои, Господи Боже Судия праведный и сильный, судящий и дающий пра­ведный суд; они не испытаны и глубоки. Когда помышляю о сем, в трепет приходят все кости мои; потому что человек, живя на земле, не может уверить себя, что все дни жизни своей благочестиво и свято будет служить со страхом, и радоваться с трепетом; а не будет служение его без страха, и радость без трепета. «Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся» (3Цар. 20, 11), да не хвалится пред Тобою всякая плоть, но да убоится и вострепещет от лица Тво­его; потому что не знает человек, любви ли достоин он, или гнева, но все сие блюдется в неизвестности до будущего века.

Ибо видим, Господи, и от отцов наших слыша­ли, (о чем не могу воспомянуть без великого трепета, и сказать без многого страха), что многие первоначально восходили до небес, и полагали гнездо свое среди звезд, а после ниспадали до бездн, и души их оцепенели во зле. Видели мы, что звезды спали с неба чуть удара змеиного ошиба, а лежавшие во прахе земном, при помощи восставляющей десницы Твоей, Господи, чудесно возвысились. Видели мы живых умершими, и умерших востагощими от смерти. Видели мы, что хо­дившее между сынами Божиими, среди каменей огненных, как брение обратились как бы в ничто. Видели мы, что свет омрачался, и из тьмы воссиявал свет; потому что «мытари и блудницы … идут в Царство Божие» (Матф.21, 31) тех, которые, по видимому, достойны обитать в нем «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Матф.8, 12). И за что же это? Не за то ли, что и они взошли на ту гору, на которую первоначально взошел некто Ангелом, а сошел диаволом? Которых же предопределил Ты, предусмо­трит их достойными, тех и призвал и освятил и очистил, чтобы действительно они были достойною обителью величия Твоего. С ними и в них обретаешь Ты Себе свя­тое и чистое утешение; или увеселяешься, и увеселяешь юность их, обитая с ними по­среди их, и они-то—святый храм Твой, в чем великое достоинство человеческого на­шего естества.

 

29. Один Ты можешь насытить желание души мо­ей и никто кроме Тебя!

 

Душа, которую сотворил Ты не из Себя, но Словом Твоим, не из стихийного какого-либо вещества, но из ничего, душа словесная, разумная, духовная, всегда живая, всегда дей­ствующая, которую запечатлел Ты светом лица Твоего, и освятил силою купели Твоей,—создана столько удобоприемлемою к славе величия Твоего, что только Тобою одним, а не другим чем может она удовлетвориться.

Когда обладает Тобою, тогда исполнено же­лание ее, и ничего уже не остается больше желать ей. А если желает она чего-либо внешнего, то очевидный признак, что не об­ладает Тобою внутренне: ибо кто обладает Тобою, тому нечего больше желать. Ибо Ты— верховное и всецелое Благо; а кто обладает всецелым благом, тому нечего больше же­лать. Если же не желает всецелого блага, то остается ей желать чего-либо такого, что не есть всецелое благо, следовательно, желать не высочайшего блага, желать не Бога, но твари. А когда желает твари, тогда непрестанно алчет; потому что, хотя и получает от тварей, чего желает, однако же остается не наполненною, так что ничто не может удовле­творить ее, кроме Тебя, по образу Которого она создана. Но Ты наполняешь тех, которые ничего не желают кроме Тебя; тех соделываешь достойными Тебя, святыми, блаженными, непорочными и присными Божиими, которые «и все почита(ют) за сор, чтобы приобрести» Тебя единого (Фил. 3, 8). Вот блаженство, которое уготовал Ты человеку; вот честь, которою почтил Ты человека между всеми и пред всеми тварями, чтобы «чудно было имя Твое по всей земли».

Вот, Господи Боже мой, обрел я место, где обитаешь Ты Всевышний. Преблагий и Всемогущий: обитаешь Ты в душе, которую сотворил Ты по образу и по подобию Твоему, и которая Тебя единого ищет и желает; но не обитаешь в той душе, кото­рая Тебя не ищет и не желает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: