Давид Тенирс. Колдовство. X., м. 1632 г. Фрагмент

    Черная свечка, увенчивающая помело, котел с волшебным зельем, юная красавица в окружении монстров – мрачная „романтика“ ведовских процессов оживает под кистью старинного мастера.       

 

Официального следствия не было. Все перечисленные выше сказки девушка наговорила в смятении чувств – ведь в колдовстве её обвинила мачеха, а родной отец поддержал навет! Когда на бедняжку насели с расспросами, она стала рассказывать о шабашах то, что от неё хотели услышать. Единственное, на чём „ведьма“ настаивала, – сама она к злодействам непричастна. С демонами она не путалась, людям не вредила, падёж скота не устраивала. Эти оговорки девушку не спасли. Результаты предварительного расследования были переданы в суд, а там, без лишних церемоний семнадцатилетней колдунье вынесли смертный приговор. Тут уж и отец опомнился. Он стал просить об отсрочке, чтобы можно было нанять защитника. Поздно! В защите отказали. Девушка рыдала, просила хоть немного подождать. Пытаясь разжалобить судей, она убеждала их, что горько раскаивается в своих грехах. Но после вынесения приговора её немедля казнили, а потом взялись за тех. Кого она назвала сообщницами. Несколько женщин были схвачены и брошены в воду, чтобы проверить их причастность к колдовству.

Суть испытания водой будет изложена в отдельной главе.

Сейчас я не буду останавливаться на этом суеверном обряде. Конец ведовского процесса был таким же мрачным, как и начало.

Женщин пытали, и они умерли в тюрьме (1958 стр. 1443, 1444).

В расправе над датчанкой, которая говорила, что не совершала конкретных преступлений, нет ничего удивительного. Во Франции поступали так же. Судья де Ланкр осудил на смерть 22‑летнюю женщину просто за то, что она, дескать, из чистого любопытства пошла вместе с подругой на шабаш (1958 стр. 1303). У притвора, по‑видимому, имелись юридические основания. Де Ланкр ссылался на эдикт короля Карла IX, в силу которого ведьм следует сжигать или подвергать другим наказаниям за одно лишь присутствие на шабаше – даже если они никого не успели околдовать. (1958 стр. 1302, 1303).

Наиболее подробные описания шабаша де Ланкр составил после опустошительного набега следственной комиссии на поселения рядом с испанской границей. Никогда ещё баскские области не знали таких массовых (узаконенных!) убийств под предлогом кары за колдовство. По утверждениям де Лайкра, запретные собрания бывали почти каждую ночь, а иногда даже в полдень. Демоны совратили большую часть тридцатитысячного населения Па‑де‑Лабура. Судья считал, что прибыл как раз вовремя, ибо застал настоящую вакханалию колдовства. Воспалённому воображению де Лайкра мерещилось, что ведьмы и колдуны уже почти и не скрываются. Шабаши проводились якобы на центральной площади Бордо. Иногда двенадцать тысяч ведьм собирались в Италии, в Генуе, а иногда все они летели на Ньюфаундленд (Robbins, 1959 стр. 40).

Ведьмы настолько обнаглели, что как‑то раз устроили свою оргию прямо под носом у следственной комиссии, когда судьи заночевали на постоялом дворе! В округе Сент‑Пе собрания ведьм под крышами частных домов вообще были привычным делом (Lea, 1939 стр. 1294).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: