Испытание водой с лодки. Миниатюра из Люцернской хроники. 1513 г

 

На поверхности удержались все! Теперь можно было без зазрения совести приступать к пыткам. И здесь палач сработал так же умело: никому не удалось вынести мучений, каждая признала свою вину. Городская власть желала искоренить колдовство раз и навсегда. Суровый притвор – смерть в огне – показал, что судьи не знают жалости. Все до единой ведьмы были сожжены. Произошла эта трагедия около 1630 года (Wachter стр. 137, 138).

На территории современной Бельгии благодаря испытанию водой удалось в 1592 году выявить великое множество чародеек. В ряде деревень тогда сожгли по 14–15 женщин и настолько вдохновились первым успехом, что создали особую организационную структуру. В каждый округ были назначены судьи, задачей которых стала исключительно борьба с колдовством. Но и они не справлялись с обилием «работы» и в 1660 году число следователей удвоили (Lea, 1939 стр. 1219).

Повсюду народ пристрастился к жестокому зрелищу. Голые связанные женщины барахтались в воде, разрываясь между инстинктивным страхом захлебнуться и опасением оказаться колдуньями в глазах сограждан.

В те века плавание не было ещё массовым увлечением, и люди не разбирались в азах науки держаться на воде. Это сейчас каждый начинающий знает, что для того, чтобы не утонуть, достаточно набрать полные легкие воздуха – так называемое упражнение «поплавок». Однако если в первую же секунду нахлебаться воды, результат будет прямо противоположным. Теорией плавания триста лет назад не владели и зачастую объясняли, почему испытуемая удержалась на плаву, с фольклорно‑сказочным простодушием. «Обещал черт ведьме притопить её во время водной пробы железным шестом, а как время подошло, в насмешку принёс только швейную иглу (Konig, 1928 стр. 102)». Рядовым обывателям такой версии вполне хватало.

Народ настолько безоговорочно принял испытание водой, что даже после его запрещения случались многочисленные рецидивы. Не раз бывало, что деревенский люд сбивался в озлобленную толпу под предводительством особо ретивого «знатока» и тащил подозрительных односельчанок к реке. Назову для примера несколько таких эпизодов случай в Англии 1751 года, когда трубочист Томас Коллей – вожак обезумевших фанатиков – фактически утопил Руфь Осборн; испытание водой в 1711 году в селе Погорелец на Волыни (десять баб не тонули, и управляющий имением сдал их в Дубнинский магистрат для суда и расправы) (Канторович, 1899 стр. 180). Наконец, в Германии крестьяне никак не желали отказываться от абсурдного обычая. Они привязывали обвинённой правую руку и левую ногу к доске, после чего бросали её в воду. Пожалуй, только дремучим невежеством можно объяснить тот факт, что никто не вспоминал о свойстве дерева плавать на поверхности (Lea, 1939 стр. 1427). Когда испытание водой ещё только набирало силу и суды уже признавали его уликой, многие учёные люди отказывались в него верить. Как это ни удивительно, даже профессиональные демонологи Боден. Бинсфельд, Годельманп – встретили суеверие в штыки. Для ведовских процессов, где теория почти всегда гармонично сочеталась с практикой, ситуация выглядит нехарактерной. Тем не менее это именно так.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: