Казнь. Зарисовка второй половины XVI в. Фрагмент

 

Еретик виновен лишь в том, что ложно истолковал Святое Писание. Это извинительно. Ведьмы же грешат не по невежеству. Они отвергают католическую веру, хотя со всех сторон окружены добрыми христианами!

Можно ещё простить отступников, которые впали в ислам или иудаизм. Пусть это измена христианству, но все‑таки указанные люди продолжают верить в Бога. Колдуньи, однако, изменяют Богу ради дьявола, из чего следует несомненный вывод: колдовство – наихудшая из всех доселе известных ересей (Lea, 1939 стр. 283).

Все судьи, обосновывая наказания ведьм, ссылались, прежде всего, на фразу из Ветхого Завета: «Praestigiatricem ne sinas vivere» (Исход 22, 18). Переводилось это как: «Не оставляй колдуна в живых», хотя непредвзятым людям уже тогда было ясно, что перевод намеренно искажён. В реальности библейский текст имеет в виду отравителей, но уж никак не чародеев, продавших душу дьяволу (Robbins, 1959 стр. 46).

 

Гравюра Роже. Первая половина XIX в. Фрагмент. Милосердие помилования. Француженка не взойдет на сложенный для нее костер. Гонец спешит с указом об отмене смертной казни.

 

К счастью, были страны, где сожжение заживо так и не стало нормой. Теоретически считается, что в Англии ведьм не сжигали вообще. Английское законодательство предусматривало виселицу за колдовство. И действительно – смерть в петле была здесь типичным концом для тех, кому ставили в вину порчу. Тем не менее имеется одна тонкость. Вплоть до 1790 года существовал закон о сожжении женщин за «измену» (Babington, 1968 стр. 39). Под эту статью порой и подводили ведьм. Разумеется, англичане не были настолько ревнивы, чтобы казнить за супружескую неверность. Закон имел в виду тот случай, когда жена убьёт мужа или служанка хозяина. Причём тут чародейки? А притом, что в те времена часто смешивались понятия «убить» и «околдовать». Смерть мужа от внезапной болезни легко приписывалась чарам. 9 сентября 1645 года в Ипсвиче была сожжена матушка Лейкленд за убийство своего мужа при помощи колдовства. Подобным же образом была наказана в Норвиче Мэй Оливер (Robbins, 1959 стр. 510).

Даже в этих несомненных случаях мы не можем точно знать, сожгли этих женщин заживо или вначале удушили. Никаких описаний не сохранилось, а метод аналогии здесь ничего не даёт.

Можно было бы делать какие‑то выводы, если бы ритуал казни мужеубийц всегда был одинаков (статья‑то у ведьм была с ними одна). Но точно известно – их казнили и тем и другим способом. Скажем, Пруденс Ли в 1652 году была сожжена заживо. Свидетельство очевидца гласит: «Палач поместил ее в смоленую бочку и приковал к столбу, напихав вокруг солому и вязанки хвороста… Когда поднёс огонь к соломе, она воскликнула: „Господи Иисусе, помилуй мою душу!“ И после того, как огонь разгорелся, она издала пронзительный, ужасный вопль пять или шесть раз (1958 стр. 527)».

 

Гравюра того времени Милосердие меча. Казнь в 1617 году Леоноры Галигай, якобы околдовавшей французскую королеву Марию Медичи. Огню достанется лишь обезглавленное тело придворной дамы. Злые языки поговаривали, что «вина» Леоноры состояла в колоссальном богатстве, оставшемся ей после смерти мужа, маршала Кончини.

 

Кадры из фильма «Нострадамус». Реж. Р. Христиан. 1996 г. Сожжение в просмоленной рубахе.

 

С другой стороны, известно – иногда мужеубийцу душили, прежде чем пламя охватит одежду. Вот описание казни, состоявшейся в 1722 году.

«Узницу одели в просмолённую одежду, сшитую наподобие сорочки, смазали ей руки и ноги горючим составом, голова её была покрыта смолёным покрывалом. Её вывели из тюрьмы босую, посадили на плетёную волокушу и притащили на место казни возле виселицы. По прибытии какое‑то время прошло в молитве, после чего палач поднял её на бочку высотой в три фуга, стоящую у столба. Продетая через шкив верёвка должна была захлестнуть ей шею – она надела её своими руками. Тройные кандалы удерживали тело у столба: потом, когда её туго прикрутили верёвками, бочку вынули из‑под ног и зажгли костёр… Она умерла, видимо, ещё до того, как огонь дошёл до неё, так как палач затянул петлю, а цепи удерживали тело (Babington, 1968 стр. 38, 39)».

От сноровки исполнителя немало зависело.

Растяпа мог свести на нет гуманность судей, и тогда случался третий вариант экзекуции – пожалуй, самый обидный. Именно так приняла смерть в 1726 году Катерина Хейз.

Поначалу все шло, как заведено. Женщина помолилась. Её надёжно привязали к столбу.

Железная цепь опутала её тело. На шею набросили удавку и подожгли костёр. Вот тут и случилась накладка. Палач слишком долго выжидал, наслаждаясь страхом преступницы. Когда он спохватился, было уже поздно. Свидетель казни пишет:

«Палач натянул верёвку туго, как только мог, но пламя уже начало припекать ему руки, и он был вынужден выпустить её. Катерина была видна среди пламени, она отталкивала от себя вязанки с хворостом и кричала столь ужасно, что все присутствующие запомнили это на долгие годы». Хотя палач со своими подручными подбрасывал в костёр хворост охапку за охапкой, «всё же прошло значительное время, прежде чем она испустила дух, и три часа, пока она не превратилась в пепел (Babington, 1971 стр. 37, 38)».

Это не единственный случай такого рода. В других странах тоже бывало, что объявленная в приговоре милость на деле не осуществлялась. В Вермандуа, близ Сен‑Кантена, женщину по нелепой оплошности сожгли заживо. Палач просто‑напросто забыл её удавить. Как это было воспринято? Жан Боден, узнав о случившемся, не стал проливать слезу. Вместо этого он принялся резонёрствовать:

«Здесь нет ошибки – лучше сказать, что так рассудил Бог, который поправил нас… нет преступления, которое более заслуживало бы костра (Robbins, 1959 стр. 56)».

Думаю, эти примеры убеждают: даже если где‑то возобладала мягкость, это новее не исключает жестокие эксцессы. Вот и в Шотландии, где ведьм чаще всего душили перед тем, как поднести факел к поленнице, фанатизм порой брал своё. Эвфемию Маккэлзейн осудили за изготовление восковой фигурки короля и за шторм на море, который чуть было не потопил королевский корабль. Приговор звучал так: «Препроводить в Кастль‑Хилл в Эдинбурге, привязать там к столбу и обратить в пепел, спалив заживо». Эвфемия была дочерью лорда Клифтонхолла, но благородное происхождение ее не спасло. Не помогло и заступничество богатого и влиятельного мужа, нанявшего шесть адвокатов. Король в тот период своей жизни так боялся ведьм, что лично настоял на мучительной смерти для дворянки, а потом велел пытать судей за то, что они оправдали другую обвиняемую – беременную женщину (Black, 1938 стр. 24).

К 1608 году относится описание массовой казни в Брейчине. Пожалуй, это один из самых драматичных эпизодов шотландской охоты на ведьм. Женщины, не зная за собой никакой вины, отпирались до конца. «Их спалили заживо таким мучительным и жестоким образом, что одни испустили дух в отчаянии, отрекаясь и богохульствуя, а иные, полу обгорелые, вырвались из огня и были брошены ещё живыми обратно пока не умерли в пламени (Black, 1938 стр. 31)».

Подобные сцены разыгрывались и в других странах. Одна француженка, жертва Анри Боге проявила неистовую волю к жизни. Она сумела оторваться от столба, и палач трижды бросал её обратно в костёр (Robbins, 1959 стр. 56).

Если на суде приговаривали к сожжению заживо, что оставалось делать смертнице? Самоубийство осуждённые в силу христианского воспитания отметали. Сбежать по дороге было невозможно. Рваться из пут – бесполезно. В старину, говорят, существовал обычай, когда висельник, у которого оборвалась веревка, получал помилование. В этом видели перст Божий. На ведьм такое милосердие не распространялось. Как мы уже видели, казнь непременно доводили до конца.

Но был, предстаньте себе, один удивительный случай, когда немецкая колдунья добилась лёгкой смерти. В 1641 году некая Анна Морг сумела расположить к себе судей и изменить приговор. Эта история лишний раз доказывает, какие незаурядные натуры уничтожались в эпоху всеобщего помрачения умов.

Я уверен, в Анне погиб талант актрисы и режиссёра. Ею был задуман целый спектакль, в котором, повинуясь общему замыслу, будут действовать палач, судьи, досужие зрители и конечно же она сама. Итак: войдя в камеру, палач оторопел. Перед ним распростёрлось тело с окровавленным горлом. В руке узницы был нож. После первого шока палач догадался, что дьявол доставил своей верной подружке орудие самоубийства. Праздник справедливого возмездия пошёл насмарку – толпа лишилась захватывающего зрелища.

Но делать нечего. Тело грешницы выволокли из башни и бросили на брёвна. Вот уже затрещал хворост, потянуло гарью. Огонь всё ближе подбирался к ведьме, как вдруг… мёртвая воскликнула: «Иисус, Мария!» Удивлённые люди вытянули колдунью из костра. Анне хватило хладнокровия дважды полоснуть себе по горлу, но сделать это так, чтобы грозные с виду раны не являлись опасными для жизни. Теперь предстояло развить успех. Женщина поведала трогательную историю. Она, дескать, уже была мертва, но святая Дева Мария совершила чудо, вернув её в этот мир, чтобы она могла откровенной исповедью отвести от себя вечное проклятие. Откуда особая благосклонность матери Христа? Оказывается, в тюрьме Анна каждый день молилась ей, и воскресение из мёртвых показывает, что молитвы были услышаны. В честь случившегося чуда суд пересмотрел суровый приговор. Вместо сожжения Анне Морг отсекли голову мечом (Konig, 1928 стр. 140, 141).

Прекращению ведовских процессов пытались дать социально‑экономическое объяснение. Профессор Роббинс, в частности, писал: «Коммерция не способна была развиваться в нестабильном мире, где инквизиция могла преследовать давно умершего человека и конфисковать его собственность у наследников спустя многие годы. Деловые люди не могли полагаться на мир, где коммерческие соглашения могли быть своенравно уничтожены при намёке на ересь (Robbins, 1959 стр. 551)».

На первый взгляд, это неоспоримая истина. Но спросим себя: разве торговля и купечество появились только при капитализме? Отнюдь нет. Богатые торговцы существовали и в эпоху Ренессанса, и в Средние века. Читатель этой книги помнит, как судьи присваивали себе конфискованное имущество и преспокойно нарушали деловые связи. Тот же Роббинс упоминает о том, что инквизиторы, угрожая арестом, ввели на богатых людей своеобразный налог. За деньги можно было откупиться от пыток и смерти. В Милане начала XVI века многие платили инквизиторам ежегодную дань. Если выплаты задерживались, их немедленно вызывали в духовный трибунал. Судьи получали немало серебра за то, чтобы снять обвинение в чародействе «Большинство инквизиторов герцогства Милан штрафовало подобным образом многих благородных дам – равно как и бедных, но честных женщин, запутанных до смерти, и получало огромные суммы денег (1958 стр. 271)».

Точно так же и в Германии деловой мир терпел жесточайший урон от искоренителей колдовства. Может быть, купечество осталось беззащитно, поскольку не имело политической власти? Допустим. Ну а те, кто имел власть, они что – чувствовали себя в безопасности? Вовсе нет. Жены и дочери дворян тоже сгорали на кострах. Неужели феодальное сословие было более толстокожим, нежели буржуазия, раз мирилось с колдовской истерией? Или дворяне меньше дорожили своей жизнью?

Затухание судов над ведьмами не поддастся односложным объяснениям. Тут действовал целый комплекс причин, и ни одна из них, взятая по отдельности, не выдерживает критики.

 

Литография XIX в. Милосердие удавки. Не только жертва инквизиции Мариана де Карваял, но и осужденные по ведовским процессам в Германии, Франции и Шотландии порой удушались перед сожжением.

 

Справедливо указывают, что в середине XVIII века просвещённые монархи отменили пытки. Это был сильнейший удар по ведовским процессам. Не имея такого инструмента, фанатичные судьи уже не могли раздувать эпидемии преследований. Однако мы помним, что в Англии при мягкой следственной процедуре за сто лет была казнена тысяча чародеек. По меркам континента это немного. Но английская практика доказала принципиальную возможность уничтожать ведьм без пыток.

Так, может быть, рост образования положил предел суевериям? И это правильно – хотя связь здесь вовсе не безусловная. К середине ХУЛ столетия вера в колдовство стала духовно необходима даже очень образованным людям. Сэр Джордж Маккензи, шотландский адвокат, заявлял: «По той же причине, по которой сомневаются в существовании ведьм, нам пришлось бы усомниться в правдивости всей истории – как церковной, так и светской (Lea, 1939 стр. 1340)». Ему вторил Джордж Синклер, профессор философии и математики: «Если неверие в колдовство распространится, прощай все религии, все верования, все надежды жизни рухнут (Robbins, 1959 стр. 470)». Не менее категоричен был философ‑платоник Генри Мор, считавший, что, покуда существуют ведьмы и демоны (зримые проявления незримого мира), можно не сомневаться в существовании Господа. Свою книгу он так и назвал: «Противоядие от атеизма (1958 стр. 350)». А магистр искусств, королевский капеллан Джозеф Гланвиль писал: «Те, кто не осмеливается прямо заявить, что Бога нет, довольствуются тем, что (в качестве первого шага) отвергают существование духов или ведьм (1958 стр. 223, 224)».

Своеобразная логика в этих рассуждениях есть. Ведь и в самом деле, только атеист может, не впадая в противоречия, доказывать сказочность историй о договоре с дьяволом. Выдумка инквизиторов потому и продержалась так долго, что в рамках религиозного мышления с ней невозможно эффективно бороться. Скептики испробовали немало разных путей. Но все они были уязвимы. Юридический путь, когда нападали на процедуру, в лучшем случае приводил к судейским обещаниям тщательней рассмотреть доказательства. Дескать, тогда казнены будут только действительно виновные.

Метод нравственного осуждения, взывающий к лучшим человеческим чувствам, тоже почти не приносил плодов. Коль скоро обе спорящие стороны признавали порчу, любые зверства можно было назвать законным возмездием. Инициатор печально известных трирских процессов Бинсфельд бичевал сторонников милосердия такими словами: «Позорно и недостойно позволить жить тем, кто ни во что не ставил чужие жизни. Жестоко избавлять от смерти тех, которые сами жестоко ввергают в несчастья безвинных (Lea, 1939 стр. 557)».

Испробован был в разных вариантах и теологический метод. Богословы‑скептики вопрошали: где в Библии описаны ведьмы? И как можно казнить, не имея на то санкций в Святом Писании? Разумеется, эти богословы вскрыли цитатную подтасовку и доказали, что ветхозаветная фраза «Колдуна не оставляй в живых» – есть не что иное, как неточный перевод. Им возражали: «Мало ли чего не было в библейские времена. Все когда‑нибудь случается впервые».

Тогда передовая теология выдвинула контраргумент. Она усомнилась в силе дьявола. Ссылаясь на Библию, мыслители типа Беккера и Томазия доказывали: дьявол – вовсе не всесильный соперник Бога, а всего лишь его взбунтовавшийся слуга. За свой бунт он низвергнут в ад. Оттуда он взирает на земные дела, томясь оттого, что не способен ни во что вмешаться.

Именно ко временам Томазия относится затухание ведовских процессов. Многие историки видят здесь причинно‑следственную связь. Якобы был найден неотразимый аргумент. Услышав его, образумились и европейские народы, и их правители. Но я не вижу оснований принимать эту версию. Посмотрел бы я на передовых теологов, если бы они выдвинули свою замечательную теорию о бессилии дьявола двумя веками раньше! Скорее уж суды забуксовали, поскольку пошли вразрез с общим ходом истории. Могильщиками суеверия стали скептицизм и вольномыслие. Пожалуй, даже зачатки того самого атеизма, который так пугал набожных профессоров. Дело не в здравых мыслях Томазия. Важнее, что в XVIII веке нашлось достаточно людей, готовых его выслушать. Общественный климат изменился. Всё чаще стали раздаваться голоса, сеющие (по меркам прошлого) отъявленную крамолу:

Если по ночам женщина пропадает неизвестно где, то это скорее нарушение седьмой заповеди, а не первой или второй… Шрам, найденный на теле, вполне мог появиться от естественных причин – это вовсе не доказательство того, что черти лупили ведьму за непослушание… Если замечена собака, увязавшаяся за подозреваемой, это может быть просто собака – ничего более. Наконец, когда женщину приводят из тюрьмы на суд, прелый запах, исходящий от её лохмотьев, – не обязательно примета ведьмы. Стоит принять во внимание, что она несколько месяцев, а то и лет провела в зловонном подвале без смены платья (1958 стр. 1409, 1410, 1428).

Когда вольнодумство перевалило за некий критический порог, устраивать суды над ведьмами стало как бы неприлично. Милосердие всё чаще встречалось в коридорах юстиции. Выглядело оно по‑разному.

Смягчением приговора считалось отсечение головы или удушение. Чем ближе был просвещенный XVIII век, тем чаще судьи шли вразрез с древней традицией.

Почему‑то к послаблениям относили подвешенный к шее мешочек с порохом. Взрыв разносил голову ведьмы в клочья – но для того чтобы это произошло, огонь должен был дойти до плеч. Фактически – то же самое сожжение заживо. Гораздо большим снисхождением выглядит замена смертной казни на другую кару. В Пруссии, например, в 1728 году девушку приговорили к пожизненным каторжным работам (1958 стр. 1044).

Смягчение нравов в поздних процессах заметно и по тому признаку, что всё чаще женщин вели на смерть в опрятной одежде. Чёрное платье, белый чепец – действие разворачивается чинно и благородно. На гравюрах этого времени исчезают прикрученные к столбам совершенно голые колдуньи, между тем как в хрониках XVI века такого рода иллюстрации – явление нередкое.

Последней ведьмой, казнённой в странах Запада, была служанка Анна Гельди. Эта девушка нанялась в прислуги к врачу, который по совместительству был судьёй. Через какое‑то время её обвинили в том, будто она настала порчу на хозяйскую дочку. Шёл 1782 год – времена Канта, Гёте, Моцарта и Бетховена. Но в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов, судьи невозмутимо вели дело к расправе. Сохранился протокол, в котором тяжеловесным слогом изложено дело бедной прислуги. Из бумаг видно, что обращались с нею со средневековой жесткостью. «17 недель и 4 дня назад была под стражу взята, большую часть оного срока провела в кандалы и цепи закованная, ничтожная злодейка Анна Гельди из Зенвальда, и, будучи притом как по‑хорошему, так и под пытками расспрошена, показала, что…» – далее следует неправдоподобный бред, на основании которого девушке отрубили голову (Лозинский, 1914 стр. 56). Это была последняя в Западной Европе судорога чудища, именуемого «ведовские процессы».

По ту сторону Атлантического океана суды не отличались интенсивностью. Тем не менее связь с дьяволом и здесь полагали преступной. В католической Мексике самый поздний процесс датируется 1877 годом, на этом суде пять женщин были осуждены за колдовство. Все они были сожжены на одном костре (Канторович, 1899 стр. 160), с этого момента официальные власти уже не сжигали ведьм – нигде и никогда. Значит ли это, что с суеверием было покончено? Нет. Расправы продолжались и далее теперь уже руками самочинных борцов с чародейством. Даже в наши дни время от времени мы узнаём о жертвах фанатизма. Последний раз я услышал такой репортаж в феврале 1995 года, в выпуске теленовостей. На экране возникла скорбящая южно‑африканская семья. Родственники оплакивали 40‑летнюю негритянку, сожжённую за колдовство. Полиции удалось выяснить, что восемь молодых людей, следуя суевериям, успели предать огню четырёх женщин, «виновных» в насылании порчи.

 

Ян Люйкен. После казни. Гравюры. Конец XVII в. Если власти экономили на дровах, тела могли едва обуглиться.

    Но, как правило, пепел и кости тщательно собирали и выбрасывались в реку, дабы от колдунов и ведьм не осталось следа.       

Предрассудки, владевшие умами сотни лет, человечество вряд ли изживёт в ближайшие годы. И кто знает, в каком веке будет последнее на Земле сожжение ведьмы?..

 

Список литературы

 

Babington Anthony The English Bastille [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1971.

Babington Antony The power to silence [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1968.

Baranowski Bohdan Procecy czarownic w Polsce w XVII i XVIII wieku [Книга]. – Lodz: [б.н.], 1995.

Berndt Helmut Unterwegs zu Deutschen Sagen [Книга]. – Dusseldorf, Wien: [б.н.], 1985.

Black George A calendar of cases of witchcraft in Scotland 1510–1727 [Книга]. – NY: [б.н.], 1938.

Chambers Robert Domestic annals of Scotland [Книга]. – Edinburg, Lnd: [б.н.], 1859. – T. 1.

Collins D. C. A handlist of News pamphlets 1590–1610 [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1943.

Crime and culture [Книга]. – NY, Lnd, Sydney, Toronto: [б.н.], 1968.

Duerr Hans Peter Der Mythos vom Zivilisationprozess [Книга]. – Frankfurt am Main: [б.н.], 1988. – T. 1.

Gloger Bruno и Zollner Walter Teufelsglaube und hexenwahn [Книга]. – Lpz: [б.н.], 1983.

Hart Roger Witchcraft [Книга]. – Lnd, NY: [б.н.], 1973.

Helbing Franz DieTortur [Книга]. – Brl: [б.н.], 1909. – T. 1,2.

Henningsen Gustav Fra heksejagttil heksekult 1484–1984 [Книга]. – Denmark, Gyldendal: [б.н.], 1984.

Hexen [Книга]. – Luxemburg: [б.н.], 1986.

Klele J. Hexenwahn und Hexenprozesse in derehemaligen Reichsstadt und Landvogtei Hagenau [Книга]. – Hagenau i Els: [б.н.], 1893.

Koci Josep и Vondruska Vlastimil Pamatky narodni minulosti [Книга]. – Praha: [б.н.], 1989.

Kofler Gretl и Forcher Nichael Die Frau in der Geschichte Tirols [Книга]. – Austria: [б.н.], 1986.

Konig Emil Ausgeburten der menshenwahns im Spiegel der Hexenprozesse und Auto da fe's [Книга]. ‑ Brl: [б.н.], 1928.

Koppen K. F. Hexen und Hexenprozesse [Книга]. – Lpz: [б.н.], 1844.

Lea Henry Charles Matherials toward a history of witchcraft [Книга]. – Philadelphia: [б.н.], 1939. ‑ T. 1–3.

Lea Henry Charles Superstition and force [Книга]. – Philadelphia: [б.н.], 1892.

Lecky William Hartpole Edward History of the rise and influence of the spirit of Rationalism in Europe [Книга]. – Lnd: [б.н.]. ‑ T. 1.

Leitschuh Friedrich Beitrage zur Geschichte des Hexenwesens in Franken [Книга]. – Bamberg: [б.н.], 1883.

Les sorcieres [Книга]. ‑ 1973.

Lucka Emil Torquemada i inkvizicija u Spaniji [Книга]. – Beograd: [б.н.], 1932.

Marx Jean L'lnquisition en Dauphine [Книга]. – P: [б.н.], 1914.

Meinhold William Marry Schweidlerthe amber witch [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1844.

Meinhold William Sidonia the sorceress and Mary Schweidler the amber witch [Книга]. – Lnd: [б.н.]. – T. 2.

Michelet J. La socriere [Книга]. – Lpz: [б.н.], 1862.

Midelfort Erick H. C. Witch hunting in Southwestern Germany 1562–1684 [Книга]. – California: [б.н.], 1972.

Midelfort Erik H. C. Witch hunting in Southwestern Germany 1562–1684 [Книга]. – California: [б.н.], 1972.

Mobius Helga Die Frau im Barock [Книга]. – Lpz: [б.н.], 1982.

Pitts J. L. Witchcraft and Devil Lorce in the Channel Islands [Книга]. – Guernesey: [б.н.], 1886.

Plaidy Jean The Spanish Inquisition [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1978.

Rapp Ludwig Die Hexenprozess und ihre Gerner aus Tirol [Книга]. – Innsbruck: [б.н.], 1874.

Riezler Sigmund Geschichte der Hexenprozesse in Bayer [Книга]. – Stuttgart: [б.н.], 1896.

Robbins Rossell Hope The Enciclopedia of witchcraft and demonology [Книга]. – NY: [б.н.], 1959.

Rosemary Ellen GuileryThe Enciclopedia of witches and witchcraft [Книга]. – NY: [б.н.], 1989.

Roskoff Gustav Geschichte des Teufels [Книга]. – Lpz: [б.н.], 1869.

Schild Wolfgang Alte gerichtsbarkeit [Книга]. – Munchen: [б.н.], 1980.

Schneider Wolfgang Berlin [Книга]. – Lpz, Weimar: [б.н.], 1983.

Sherr Johannes Germania [Книга]. – Stuttgart, Brl, Lpz: [б.н.], 1905.

Slave trade [Статья] // British parliamentery papers. – 78: T. 6.

Soldan‑Heppe Wilhelm Gottlieb Geschichte der Hexenprozesse [Книга]. – Munchen: [б.н.], 1973. – T. 1.

Spee Friedrich von Lied und Leid. Auswahl aus «Trutznachtigall», «Guldenem Tugendbuch», Kirchenliedern und «Cauto Criminals» [Книга]. – Weimar: [б.н.], 1939.

Substance of the debate in the House of commons on the 15‑th may, 1823 on a moution for the miigation and gradual abolution of slavery throughout the British dominions [Журнал]. – Lnd: [б.н.], 1968 г.

Summers Montague The werevolfs [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1933.

The Oxford English Dictionary [Книга]. – Oxford: [б.н.], 1989. ‑ T. 2.

Troimaux Edgard и Varennes Henri Le musee criminal [Книга]. – P: [б.н.].

Vannemelryck Fernand Misdadigers tussen rechter en Beul 1400–1800 [Книга]. – Antwerpen – Amsterdam: [б.н.], 1984.

Villeneuve Roland Les proces de socrelleire [Книга]. – P: [б.н.], 1979.

Wachter Oscar Vehmgerichte und Hexenprozesse in Deutchland [Книга]. – Stuttgart: [б.н.].

Walker Peter N. Punishment. An illustrated history [Книга]. – Great Britain: [б.н.], 1972.

Williams Selma R. Riding the Nightmare [Книга]. – NY: [б.н.], 1978.

Witch Hunting and witch trials, edited by L'Estrange Ewen [Книга]. – Lnd: [б.н.], 1929.

Zingerle Ignaz Barbara Pachlerin and Mathias Perger [Книга]. – Innsbruck: [б.н.], 1858.

Анисимов Евгений Дыба и кнут [Книга]. – М: [б.н.], 1999.

Век и мир [Журнал]. ‑ 1990 г… – 12.

Виллерме Л‑Р. О тюрьмах в настоящем их положении [Книга]. – C‑Пб.: [б.н.], 1822.

Всемирная история в 10 томах [Книга]. – М: [б.н.], 1958. – Т. 4:10.

Гойя Ф. Капричос [Книга]. – М: [б.н.], 1969.

Григулевич И. Р. Инквизиция [Книга]. – М: [б.н.], 1985.

Гюго Виктор Собрание сочинений в 10 томах [Книга]. – М: [б.н.], 1972. – Т. 5.

Десятка мировых новостей [Статья] // Вечерняя Москва. – М: [б.н.], 1996 г. – 6.

Инститорис Г. и Шпренгер Я. Молот ведьм [Книга]. – М: [б.н.], 1932.

Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах [Книга]. – С.‑Пб.: [б.н.], 1899.

Костомаров И. Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Книга]. – М.: [б.н.], 1995. – Т. 2.

Краковская монахиня [Раздел книги] // Всемирная иллюстрация. – 1869. – Т. 37.

Лависс Э. и Рамбо А. Всеобщая история с IV столетия до нашего времени [Книга]. – М.: [б.н.], 1898.‑Т. 4.

Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании [Книга]. – С.‑Пб.: [б.н.], 1914. – Т. 3.

Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции [Книга]. – М.: [б.н.], 1936. – Т. 1, 2.

Мишле Ж. Ведьма [Книга]. – М.: [б.н.], 1929.

Мордовцев Д. Л. Накануне воли: архивные силуэты [Книга]. – Спб: [б.н.], 1889.

Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом [Книга]. – М.: [б.н.], 1991.

Райт Т. Свидетель колдовства [Книга]. – М.: [б.н.], 1971.

Раскаявшийся убийца‑сатанист постригся в монахи [Статья] // Московский комсомолец. – М: [б.н.], 1999 г. – 113.

Реньяр П. Умственные эпидемии [Книга]. – С.‑Пб.: [б.н.], 1889.

Российские милицейские ведомости [Журнал]. – М: [б.н.], 1995 г… – 6.

Самаркин В. В. Восстание Дольчино [Книга]. – М.: [б.н.], 1971.

Сперанский Н. Ведьмы и ведовство [Книга]. – М.: [б.н.], 1906.

Сумцов Н. Ф. Очерк истории колдовства в Западной Европе [Книга]. – Харьков: [б.н.], 1878.

Тарновский В. Ведьмы [Книга]. – Р.Ф.: [б.н.], 1989.

Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV–XVII в.в. [Книга]. – С.‑Пб.: [б.н.], 1909.

Фреймарк Г. Оккультизм и сексуальность [Книга]. – Новосибирск: [б.н.], 1994.

Шерр И. История цивилизации Германии [Книга]. – С.‑Пб.: [б.н.], 1868.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: