double arrow

Описание природы предсмертных ощущений


 

На этой стадии Его Святейшество высказал первое сомнение в интерпретации данных наблюдений как «истинных» переживаний смерти.

— У меня возникает вопрос, не являются ли эти переживания более похожими на сновидения, потому что в них постоянно повторяется тема счастливого соединения с родственниками. Очень редко бывает, чтобы родственники, которые давно умерли, оставались в том же виде существования. Они уже давно возродились в другой области бытия. Существует очень малая вероятность, что эти умершие родственники по-прежнему будут находиться в состоянии, в котором они могут контактировать с умирающими. Практически это невероятно. Мне кажется более допустимым, что, благодаря проявлению собственных следов или скрытых склонностей человека, он вспоминает образы своих любимых, и у него возникает чувство, что он получает от них совет или поддержку, но это чисто субъективное явление.

Боб Ливинстоун заметил, что описанное в отчетах согласуется с тем фактом, что на Западе верят, что люди попадают на небеса, а не проходят реинкарнацию, поэтому, переживая предсмертный опыт, они могут встретиться с родственниками.




Его Святейшество обратился за разъяснениями:

— Если следовать точке зрения, что вы сразу после смерти попадаете в рай или в ад, то какой смысл в Страшном суде? Если вы уже оказались в раю, то какое вам дело до Страшного суда? Тогда ведь нет никакого смысла сохранять тело в гробу! Смысл, насколько я понимаю, в том, что, когда придет день Страшного суда, произойдет воскрешение тела.

Чарльз Тейлор пояснил:

— Существует различие между взглядом на воскрешение в иудаизме и христианстве. Согласно иудаизму, когда человек умирает, он остается в могиле, а когда придет Мессия, он воскреснет. В соответствии с иудейской традицией Мессия еще не пришел. Согласно христианской традиции Мессия уже пришел, и смерть была побеждена, поэтому человек может воскреснуть к загробной жизни сразу после смерти. Все следует понимать в контексте этой парадоксальной связи двух типов времени. Если вы рассматриваете вечность как другое измерение, вы не можете назвать дату Страшного суда без порождения парадокса. Итак, в описаниях уже существует отклонение от того, что мы — как западные люди, иудеи, или христиане — можем ожидать в современном предсмертном опыте — на этом пути нет развилки, ведущей в рай или в ад.

— Я все же пытаюсь понять, не являются ли эти ощущения на самом деле переживаниями сновидений, — продолжал Его Святейшество.

Я предложил использовать тест, на который он сам указывал:

— Как насчет свидетельства, которое дает пациент о том, что с ним делали врачи? Принимаете ли вы это свидетельство?



— Даже в этом случае следует определить, не является ли это нахождение вне тела состоянием сновидения, когда человек входит в тело сновидения, или это реальное нахождения вне тела. Другими словами, является ли это переживанием сновидения под влиянием болезни, пока человек еще жив, или это подлинное переживание состояния бардо? Это еще предстоит выяснить. А может, существует и какой-то третий вариант.

Джоан сказала:

— Давайте рассмотрим приведенные подробные характеристики и попробуем это определить. Вы, вероятно, один из немногих, кто может оценить подобные свидетельства. Один исследователь утверждает, что пятьдесят восемь процентов людей, с которыми он работал, заявили, что у них было совершенно новое тело: оно было того же размера и возраста, но гораздо легче по весу. Другой выяснил, что тело как бы принимало форму облака или сферы, которое повторяло очертания физического тела, но было прозрачно и похоже на туман. Еще один исследователь установил, что тело было таким, какое было у человека в реальности, но оно было лишено всех недостатков.

Его Святейшество ответил:

— В тибетской буддийской литературе тело существа бардо описывается как свободное от всех недостатков, даже если в прежней жизни человек имел физические уродства. Существует три основных мнения, касающихся физической формы существа бардо. Одно гласит, что она аналогична прежней жизни, другое — она больше похожа на тело будущей жизни. Третье говорит о том, что тело в первой половине бардо напоминает тело человека в прежней жизни, а во второй половине — тело будущей жизни.



Джоан добавила:

— Последняя теория о теле души гласит, что фактически никакого тела нет: вы вообще не ощущаете тела.

— Тогда у вас будет ощущение бесформенности? — спросил Его Святейшество.

Джоан подтвердила и добавила, что в некоторых свидетельствах говорилось о нити, которую люди ощущали как связывающую их с телом. Непосредственно в момент смерти, когда бы он ни происходил, она рвалась. «Нить» появлялась только в нескольких свидетельствах, подобная деталь может быть связана с образом рождения.

— Это немного похоже на общую практику визуализации Майтрейи, — сказал Его Святейшество. — Когда из сердца Майтрейи выходит нечто, похожее на облакообразный шнур и опускается вниз к другому существу, с которым вас связывают особенные отношения. Например, это может быть лама Цонкапа. В этом проявляется сходство с тем, что вы описали.

 

Чувства и ощущения

 

Джоан продолжала:

— Теперь рассмотрим предсмертные мысли, чувства и ощущения. Прежде всего, наиболее часто упоминается ощущение тепла.

— Тепла в эмоциональном смысле? — спросил Далай Лама.

— В предсмертном состоянии мысли, чувства и ощущения сплетаются в неразделимое единство, — сказала Джоан. — Исчезает также чувство боли, как будто тело после смерти не испытывает боль, которую испытывало раньше. Что касается зрительных переживаний, то люди говорили о разных огнях, свете, сиянии, ауре, очертаниях фигур, а также о темном туннеле. Слуховые переживания включали шум ветра, звон, жужжащие звуки, даже звук пилы и райское пение. Ощущение запахов не упоминалось, как и ощущение вкуса. Ощущений тяжести, движения и местоположения тоже не существовало. Вы находитесь в невесомом состоянии, не можете измерять и определять местоположение.

— Они чувствовали прикосновение? — спросил Боб Ливингстоун. — Обоняние, вкус и осязание требуют непосредственного контакта тела с химическим веществом или объектом.

Его Святейшество добавил:

— Это соответствует спорам буддистов о разных типах повышенного осознания. Есть свидетельства ясновидения и способности воспринимать звуки, находящиеся вне слышимости, но нет упоминания о повышенном вкусовом, обонятельном или осязательном восприятии. Эти три чувства не улучшаются благодаря медитации.

Пит Эйгель хотел узнать, прекращаются ли в процессе умирания зрительные и слуховые ощущения раньше, чем вкусовые и осязательные.

— Первым уходит зрительное осознание, — ответил Далай Лама, — затем слуховое. На последней стадии уходит обоняние, затем вкус и последним — осязание.

Джоан сказала:

— В моей клинической практике многие люди, с которыми я работала на последних этапах жизни, теряли чувство вкуса и запаха до начала умирания. Такое часто случается со старыми людьми. Обычно сначала снижается обоняние, затем вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения частично остаются, но ближе к смерти они исчезают, иногда за несколько недель до смерти. В случае настоящей смерти последним уходит слух, даже люди, находящиеся в коме, могут иметь реакцию на звук.

— Это мы должны еще раз исследовать в соответствии с буддийскими учениями, — сказал Его Святейшество. — Этапы растворения, как это описано в Тантре Гухьясамаджа, требуют повторного анализа в свете того, что мы только что услышали. Согласно Сутраяне и Ваджраяне, последнее местоположение тепла в теле в процессе умирания находится в сердце.

— По своему опыту я знаю, — сказала Джоан, — конечности становятся очень холодными, холод поднимается по телу вверх, и последней областью тепла, сохраняемого не окончательно мертвым телом, является именно центр — сердце.

Его Святейшество кивнул:

— Согласно буддийской традиции, тепло исчезает сверху вниз и снизу вверх, задерживаясь в сердце. Считается, что лучше, когда тепло уходит, поднимаясь снизу вверх. В системе Сутраяны считается плохим, если тепло сначала исчезает сверху вниз.

— Физиологически энергия переносится циркулирующей кровью, и когда отказывает сердце, то первыми теряют энергию удаленные части системы кровообращения — конечности и голова, — пояснил Пит.

Его Святейшество обратился к присутствующим биологам:

— Верно ли, что мозг остается живым еще минуту или две после того, как остановилось сердце? В этом случае, не останется ли в нём тепло?

Боб Ливингстоун указал на то, что мозг составляет всего два процента веса тела, но он расходует двадцать процентов кислорода и глюкозы и использует двадцать процентов циркулирующей крови, поэтому в нем сохранится достаточно тепла. Я заметил, однако, что если мозг будет теплым, мы этого не почувствуем, потому что в мозгу нет ощущений. Только череп чувствует тепло головы, поэтому оба утверждения не противоречат друг другу.

— Я говорю исключительно о внешних ощущениях, — сказал Далай Лама. — Я не имею в виду свидетельство от первого лица о чувствах умирающего, а, скорее, внешний отчет об объективных исследованиях умирающего человека. С точки зрения третьего лица верно ли, что последние остатки тепла можно найти в сердце?

Боб подтвердил, что тепло дольше всего сохраняется в груди, хотя и необязательно в сердце.

— Как я упоминал ранее, когда мы говорим о сердце в этом контексте, мы не имеем в виду сердце как орган, но, скорее, как центр груди. Таким образом, это совпадает со взглядами Сутраяны и Ваджраяны на то, что первоначальное местоположение сознания при зачатии находится в сердце и точно так же последнее местоположение сознания перед смертью — тоже в сердце.

Боб сказал:

— Да, в этом есть совпадение. За исключением того, что для западных неврологов и врачей сердце никак не связано с сознанием.

Его Святейшество ответил:

— Конечно, кроме того, неврология не говорит о ясном свете. В обоих случаях, говоря о первоначальном и последнем местоположении, я говорил о том ясном свете, который находится вне параметров неврологии. Конечно, мы уже упоминали, что грубое сознание, зависящее от мозга, исключается.

 

Центральное ощущение

 

Джоан вернула разговор в русло темы:

— Происходят две важные трансформации познания. Мы уже упоминали трансформацию восприятия времени, которое смещается от хронологического — к вечному. Вторая — трансформация ясности ума. Люди в таком состоянии воспринимают себя обладающими большей умственной ясностью, чем в любых других состояниях. Пациент, переживший анафилактический шок, — аллергическую реакцию, которая может привести к быстрой смерти, — рассказывал: «Я полностью осознавал, что физически происходит и что происходит в головах тех, кто находился в комнате скорой помощи, вплоть до тех пор, пока меня не вернули к жизни, и в этот момент я был очень сбит с толку». Существует много свидетельств этой чрезвычайно точной умственной ясности. Когда они возвращаются в эту жизнь, они испытывают смятение. В спиритической литературе вновь умершие — те, кто только что умер, — описываются как сбитые с толку, смущённые.

Предсмертный опыт всегда характеризуется как некое путешествие, постоянно описываются средства передвижения. Очень часто такой опыт представляется в виде повествования. Моя мать пережила клиническую смерть, и описывала, как она на туристическом лайнере посещала порты разных стран, где бывала в прошлом, — они с отцом любили совершать круизы. Женщина из Индии рассказала, что она ездила на слоне. Вы видите психологическую и культурную обусловленность. В других рассказах людей с большой скоростью толкала невидимая сила, или крутила, или всасывала в темный туннель, или он плыл по этому туннелю. В иных случаях движение было похоже на процесс рождения, человек как бы проталкивался через матку или влагалищный канал в посмертное состояние. Ваше Святейшество, существует множество других образов, которые кажутся культурно обусловленными: прохождение через огромную воронку или трубу, вращение на головокружительных спиралях, спуск в колодец или пропасть, следование за светящимся проводником через темную долину и так далее.

Однако во всех рассказах присутствует движение из темноты к свету. Переживание света — это то, что исследователи называют центральным ощущением, которое остаётся общим для разных культур. Свет описывается как ясный, белый, оранжевый, золотой или желтый и совершенно другого качества, чем дневной, — он более яркий, но успокаивающий. Человек видит его и одновременно оказывается захваченным им. Кажется, что он полностью заливает разум. Он также излучает духовные качества, прежде всего мудрость и сострадание. Другими словами, нет различия между светом и умом, хотя ум является формой для этого света. В момент полного озарения человек, кажется, понимает все.

— Интересно, чувствуют ли люди под наркозом умиротворение и удовольствие просто благодаря прекращению их ощущений, вероятно, очень неприятных, которые были у них перед введением наркоза? — спросил Его Святейшество. — Здесь возможна параллель с человеком, приближающимся к смерти. Перед смертью тело, а возможно, и разум, должно испытывать большой дискомфорт, и уже само освобождение от этого дискомфорта будет восприниматься как покой и радость.

Джоан ответила:

— Свет — это зрительное переживание, но оно сочетается с ощущением блеска, ясности, прозрачности, теплоты, силы, чувством безграничной любви и всеобъемлющего знания. Это не только повторяется в описаниях представителей разных культур: подобное состояние света было описано и в средневековых свидетельствах.

Теперь мы подошли к тому, что в средневековой литературе называли Божьим судом, а мы называем оценкой жизни. Многие люди описывали его как невербальный диалог между существом из света — необязательно большого света — и умирающим человеком. Очень часто, но не во всех случаях, присутствовала самооценка жизни человека. Часто это происходило в виде визуальной записи. Человек мог видеть свою жизнь в хронологическом или обратном порядке, а иногда всю одновременно за одно мгновение. Видение этого жизненного обзора очень наглядное, как будто все события происходят на самом деле, даже если время, с точки зрения субъекта, трансформировано. Многие люди считают, что цель такого обзора — понять движение вперед, которое происходило в его жизни.

Я бы хотела зачитать одно свидетельство, чтобы дать вам более наглядное представление. Заметьте, что женщина говорит о себе в третьем лице с большим чувством объективности. Эта женщина родилась в 1937 году. «И в этот великий покой, который я почувствовала здесь, вошла жизнь Филлис (ее собственное имя), проходя перед моим взором. Не как в кино, а, скорее, как вновь пережитое. Это переживание включало в себя не только все, что совершила Филлис с момента своего рождения в 1937 году в Твин Фоллз (Айдахо), но также ощущение каждой мысли, каждого слова, когда-либо сказанного, плюс воздействие каждой мысли, слова и дела на всех и каждого, кто попадал в сферу ее влияния, независимо, знала она их или нет, плюс влияние каждой ее мысли, слова и дела на погоду, воздух, почву, растения и животных, воду и все, что с начала мироздания мы зовем землей, и на пространство, которое когда-либо занимала Филлис. Я не представляла себе, что обзор жизни может быть таким. Раньше я не понимала, что мы ответственны за все, что мы делаем. Это ошеломляло. Это я сама судила себя, не какой-то небесный святой Петр, и мой суд был строгим и суровым. Я была недовольна многим, что делала, говорила или думала Филлис. Появилось чувство печали и разочарования, но в то же время росло чувство радости, когда пришло осознание, что Филлис всегда что-то делала. Она делала много недостойного и отрицательного, но она что-то делала, она старалась, старалась. Большая часть того, что она делала, было конструктивным и положительным. Она училась и росла одновременно со своими знаниями. Это приносило удовлетворение. Филлис была хорошей».

Общей характеристикой обзора жизни и света является чувство всестороннего знания. А еще тот факт, что человек забывает то, что он знал, когда возвращается назад. Он возвращается к обычной жизни, и он знает, что понял смысл этой жизни, и это приносит ему огромную радость, но он не может вспомнить, что именно он понял.

Его Святейшество произнес:

— Это весьма значительно — явление забывчивости, при котором человек помнит, что он знал что-то очень важное, не может вспомнить, что именно, и при этом чувствует его влияние. Является ли оно общим для всех типов людей, кто имел предсмертный опыт, включая тех, чьи свидетельства можно проверить? Вы приводили примеры того, как человек ясно слышит и поддерживает разговор, а потом, вернувшись, может рассказать, что происходило. Давайте посмотрим на это явление, потому что оно имеет большое значение и определенно не является выдумкой. Будет ли такой человек переживать подобную забывчивость?

Джоан подтвердила, что, хотя забывчивость присутствует не во всех случаях, она проявляется достаточно часто.

— Причина моего вопроса заключается в том, что если человек действительно отделяется от тела и хранит разные воспоминания об этом опыте, то в этом случае воспоминания не будут зависеть от мозга.

Они совершенно отдельны. Затем, когда человек возвращается и память опять становится зависящей от мозга, кажется вероятным, что воспоминания из независимого периода не перенесутся в последующий зависимый период. Тогда как для человека, у которого был опыт, больше похожий на сон, все психические процессы будут зависеть от мозга, и в этом случае более вероятно, что все воспоминания периода, похожего на сон, он сможет позднее вспомнить.

Его Святейшество вновь предвосхитил возможные исследования и эксперименты, которые можно было провести. Джоан смогла только признать, что это действительно очень интересное направление исследований, но никакого ответа дать не смогла. Она продолжила свое сообщение рассказом об элементах загробного мира: необычные цвета и счастливые сцены, включая ярко-зеленые лужайки, заполненные цветами равнины, сверкающие небеса, шумящие водоемы, радуги, драгоценные металлы и камни и здания невероятной архитектуры, отличающиеся красотой пространства и света.

 







Сейчас читают про: