Программа
Коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Асадуллина Ангелина
I. Пояснительная записка:
Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности.
Период от 2-х до 6 лет называют «возрастом аффективности». В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Развитие эмоциональной сферы накладывает свой отпечаток на все интеллектуально-личностное развитие ребенка.
В личном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от произвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Произвольность и саморегуляция – стержневая линия интеллектуально-личностного развития
К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение количества детей с эмоциональными нарушениями (легковозбудимость, неуравновешенность, страхи, тревожность, агрессия и т.п.), в основе которых лежат проблемы либо в сфере взаимоотношений ребенка с другими людьми, либо в собственном мире его переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, а следовательно и полноценному развитию личности.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевом и личностном развитии, направлена на комплексное решение следующих задач:
1. воспитание уверенности в себе;
2. снижение эмоционального напряжения;
3. помощь в снятии страхов;
4. помощь в преодолении негативных переживаний.
5. развитие произвольности и самоконтроля;
6. развитие координации движений;
7. развитие эмоционально-выразительных движений;
8. развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
9. развитие внимания и памяти;
10. развитие мышления и воображения;
11. формирование адекватной самооценки и социально приемлемых форм поведения;
В коррекционно-развивающем процессе используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
В программе используются упражнения на развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия, элементы йоговской гимнастики для малышей, дыхательные упражнения, функциональные упражнения (развитие произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии, развитие внимания, мышления, воображения), психогимнастика.
Основные принципы проведения коррекционно-развивающей работы: системность коррекционных, профилактических, развивающих задач; учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей; комплексность методов психологического воздействия; учет объема и степени разнообразия материала; возрастание сложности; учет эмоциональной сложности материала.
II. Тематический план индивидуальных занятий
| Дата проведения/ Тема | Содержание (развитие высших психических функций) Формы работы (игры и упражнения) |
| СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ ДИАГНОСТИКА | Наблюдение. Изучение медицинской карты. Углубленная диагностика |
| НОЯБРЬ ЗАНЯТИЕ 1-2 | Ритуальное приветствие Дыхательное упражнение(«Шарик») Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Колечко» «Кулак-ребро-ладонь» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональное упражнение («Летает-не летает, Съедобное –не съедобное) Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности Функциональное упражнение:«Зайка испугался», психогимнастика Цель: Преодоление застенчивости. Снятие эмоционального напряжения. Артерапия:произвольный рисование+беседа Релаксация «Поза покоя» Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук. |
| ЗАНЯТИЕ 3-4 | Растяжка «Лучики» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Колечко» «Кулак-ребро-ладонь» «перекрестные хлопки» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональные упражнения на пространственную ориентацию Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности Упражнения на развитие произвольности: «да» и «нет» не говори» Арттерапия:пальчиковый театр Цель:проигрывание иэлиминация неблагоприятных эмоциональных состояний (страх, гнев) Релаксация «Кулачки» Цель: освоение и закрепление позы покоя, и расслабление мышц рук. |
| ДЕКАБРЬ ЗАНЯТИЕ 5-6 | Ритуальное приветствие. Растяжка «половинки» или «звездочка» Дыхательныее упражнения. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для развития моторики: «лезгинка», «бирюльки» «робот» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой и общей моторики. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности Функциональное упражнение:«Снеговик» Когнитивное упражнение «Запомни и повтори» Цель: формирование двигательной памяти Психогимнастика. Релаксация: «на морском берегу» Цель: освоение и закрепление позы покоя. |
| ЗАНЯТИЕ 7-8 | Ритуальное приветствие. Растяжка «Половинка» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Ухо-нос» Рисунки из палочек Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики. Коммуникативное упражнение«Маска» Цель: эмоциональное развитие Упражнение: «найди клад» Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, развитие навыков удержания программы. Пространственной ориентации. Релаксация «Загораем» Цель: расслабление мышц ног. |
| ЯНВАРЬ ЗАНЯТИЕ 9-10 | Ритуальное приветствие Растяжка «Половинка» Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Змейки» «Ухо-нос» «бусы» Рисование на манке Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Мелкой мотрики. Функциональное упражнение «Крик в пустыне». Цель: элиминация агрессии и импульсивности Упражнение:«редактор» Цель: развитие внимания (устойчивость, переключение), развитие умения работать по образцу Арттерапия:«Сказка про несуществующее животное» (на основе рисунка) Релаксация Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. |
| ФЕВРАЛЬ ЗАНЯТИЕ 11-12 | Ритуальное приыветствие Растяжка «Лучики» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Лягушка» «Замок» «лепка» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала» Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка» Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля. Упражнение на развитие внимания:«прятки с игрушками» Цель:развитие направленности и произвольности внимания Психогимнастика. Релаксация «Любопытная Варвара» Цель: расслабление мышц шеи. |
| ЗАНЯТИЕ 13-14 | Ритуальное приветствие Растяжка «Лучики» Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Лягушка» «Замок» «Параллельное рисование» Музыкальная ритмика Функциональное упражнение «Пчелка» Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Упражнение на развитие произвольности: «Запретное движение» Релаксация «Шарик» Цель: расслабление мышц живота. |
| МАРТ ЗАНЯТИЕ 15 | Ритуальное приветствие Растяжка «Травинка на листу» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Массаж ушных раковин» «сортировка» Когнитивное упражнение «Перекрестное марширование» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональное упражнение с правилами «Шалуны» Цель: развитие произвольной регуляции Арттерапия: «спектакли одного актера» Релаксация «Пляж» Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
| ЗАНЯТИЕ 16-17 | Ритуальное приветствие Растяжка «Дерево» Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Лезгинка» «Паровозик» «пальчиковые игры» Функциональное упражнение «Что исчезло?». Цель: развитие концентрации внимания. Когнитивное упражнение «Фотография» Цель: эмоциональное развитие. Когнитивное упражнение «Мельница» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Релаксация «Огонь и лед» Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
| АПРЕЛЬ ЗАНЯТИЕ 18-19 | Растяжка «Подвески» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Волна» «Лезгинка» «Лягушка» «Змейка» «Массаж ушных раковин» «Рисующий слон» «Паровозик» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональное упражнение «Кто летает?». Цель: развитие концентрации внимания. Когнитивное упражнение «Визуализация перемещений» Коммуникативное упражнение«Сороконожка» Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Коммуникативное упражнение с правилами«Путаница» Релаксация «Ковер-самолет» Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
| ЗАНЯТИЕ 20-21 | Растяжка «Снеговики» Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Сова» «Игры с бусами и пинцетом» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональное упражнение «Что слышно?». Цель: развитие концентрации внимания. Уражнения на развитие внимания и памяти. Когнитивное упражнение «Визуализация Волшебника» Функциональное упражнение«Рубка дров» Цель: элиминация агрессии Коммуникативное упражнение«Тачка» Релаксация «Раскачивающееся дерево» Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
| МАЙ ЗАНЯТИЕ 22-23 | Ритуальное приветствие Растяжка «Кошка» Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Глазодвигательное упражнение. Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Массаж ушных раковин» «Рисующий слон» «Паровозик» «Сова» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Функциональное упражнение «Считалочки - бормоталочки». Цель: развитие концентрации внимания. Коммуникативное упражнение с правилами «Животные» Функциональное упражнение«Тух-тиби-дух» Цель: элиминация агрессии Арттерапия: «море красок» Релаксация «Море» Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
| Итоговое занятие | Углубленная диагностика |






