Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды

Психология деятельности

Вопросы лекции:

1. Принцип единства сознания и деятельности;

2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды;

Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции.

Вопрос 1. Принцип единства сознания и деятельности

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Принцип единства сознания и деятельности — основополагающий принцип деятельностного подхода в советской психологии. Сформулирован в 1930-е годы. Рубинштейном С.Л в такой форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

Леонтьев А.Н. считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует.

 Гальперин Л.Я., продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности.

В статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода, он, по мнение автора, состоит в следующем: «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

 Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть не что иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика.

Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.

Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности.

 

Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды.

 

Мы уже выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью.

Но что такое деятельность?

И что ей предшествует?

Почему мы не говорим о деятельности у животных?

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. В качестве активности можно привести пример тропизмов (простейших движений, которые совершают растения в поисках солнца). Например, подсолнухи способны поворачивать свои цветы по направлению к солнцу.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека (или животного), которые могут наблюдать другие люди (или животные), а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Примером поведения может служить пищевое поведение животных (действия при добыче пище стандартные, не осознанные).

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека (и только человека), регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

 

Шадриков В.Д утверждал, что психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

В классическом понимании деятельность можно разделить на цель, средство, результат.

Но углубившись в изучение этого вопроса, можно выделить следующие компоненты структуры деятельности:

· Мотивы

· потребность (источники активности человека),

· цель,

· задача,

· действия,

· операции,

· контроль,

· оценка.

 

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем– то необходимом для нормального существования. Потребность всегда предметна (имеет определенный предмет), провоцирует деятельность для ее удовлетворения и изменяется (может угасать и появляться вновь).

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Контроль – сравнение полученного результата с целью.

Оценка – соответствие полученного результата цели, эмоциональное принятие или непринятие результата.

 

В зависимости от степени освоения операций и действий и развития системы деятельностей появляется возможность взаимопереходов объективных составляющих деятельности: «деятельность – действие», «действие – операция» и наоборот. Обратная ситуация происходит, когда конечный результат деятельности становится промежуточным результатом в другой, более широкой и общей активности, тогда деятельность теряет свой статус и включается в другую деятельность как сложное действие.

Но может сложиться и другая ситуация, когда промежуточный результат (итог действия) становится предметом новой потребности человека, конечным результатом активности (А. Н. Леонтьев обозначает это как «сдвиг мотива на цель»). В этом случае бывшее действие выходит из состава своей деятельности и становится самостоятельной деятельностью.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии)

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка.

 

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

Предметность (каждая деятельность имеет свой предмет). Предмет деятельности выступает двояко:

первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта,

вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Осознанность и целенаправленность (деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата). Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Социальная обусловленность (деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений). Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

Системность (деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью). Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

 

Деятельность человека достаточно разнообразна и сложна, но все же можно обобщить ее в несколько основных видов.

Виды деятельности:

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Учебная деятельность – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей.

Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: