Разнообразные формы уроков как средство поддержания интереса

Глава II. Формы, методы и приёмы, используемые для формирования

И развития интереса старшеклассников к урокам музыки

 

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Психологи утверждают, что повышение эффективности урока музыки зависит от уровня развития познавательных интересов школьников, их активность на всех занятиях, увлеченность предметом, одухотворенности. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера.

    Анализ педагогической литературы в контексте данной темы позволил сделать вывод о том, что многие преподаватели используют нетрадиционные формы и методы, которые помогают разнообразить методику проведения уроков музыки, сделать их результативными, не упрощающими программу Д. Б. Кабалевского, которая взята за основу преподавания в большинстве школ страны.

 

Разнообразные формы уроков как средство поддержания интереса

 к урокам музыки

При организации уроков музыки в подростковых классах арсенал средств по сравнению с младшими классами, обеспечивающих технологию меняется: ноты, пластинки, плакаты с песнями, альбом иллюстраций, словари, книжечки-«либретто», в которых выписаны факты по теме урока, воспоминания, фрагменты писем, стихи, высказывания, эпиграфы, кроссворды и т.д. Уроки в подростковых классах – это уроки апробирования накопленного эмоционально-духовного опыта.

Их можно оформить в следующие модели:

1. По методу художественно-педагогической драматургии – уроки-передачи, уроки-салоны, уроки-исследования.

2. Урок-игра, урок - пресс-конференция, урок – научно-практическая конференция, урок-кроссворд.

3. Уроки по методу развития воображения, т.е. уроки-исследования (приложение №1). 

В некоторых сценариях уроков нет вступительного, вводного слова учителя, не во всех сценариях есть и заключительное слово педагога. Это объясняется тем, что уроки, организованные по методу художественной драматургии, подразумевают такие ситуации, которые вызывают «активизацию познавательных побуждений и вынуждают искать решение познавательной проблемы». Поэтому уроки сотворчества в большинстве случаев начинаются и заканчиваются музыкой, стихотворением либо авторской песней о том же, о жизни…

    Для поддержания устойчивого интереса к урокам музыки в последние годы широко используются альтернативные формы урока: бинарный, интегрированный, синтезированный. Их цель – помочь подросткам свободно и непринужденно высказывать свое представление о месте музыки в жизни человека путем вживания в роль специалиста, побуждать воздействием музыки желание обсуждать такие вечные философские вопросы, воплощенные в музыкальных образах, как любовь и ненависть, как душа человека, которая может быть одновременно хрупкой, нежной и очень сильной, мужественной, вопросы жизни и смерти, войны и мира.

Примером бинарного урока, проведенного совместно с учителем литературы, может быть урок в 7-м классе, по теме «Через тернии к звездам», на котором пойдёт речь о путях к «Эгмонту» И.В. Гете и Л. Бетховена (тема «Музыкальная драматургия»).

Для 6 класса можно разработать систему интегрированных уроков, в которой связать воедино уроки музыки и МХК. Примерная тематика уроков:

1. Мифы древней Эллады.

2. Мифы Скандинавии.

3. «Любовь воскресила их обоих…» (по повести А. С. Пушкина «Метель» и музыка).

4. Природу воспевает человек (Родная природа в стихах поэтов 19 века и музыке).

5. Сила воздействия музыки (по произведениям К. Паустовского).

Для пятиклассников тема интегрированного урока «Расскажи мне, музыка, сказку» может поведает о том, как и когда пришла сказка в музыку, как зарождались и развивались жанры и роды музыки.

Вначале такие уроки учителя режиссируют сами, а затем активно вовлекают в рождение урока, его подготовку самих ребят. При этом наблюдается их возросший интерес к созданию драматургии урока, его композиции.

Помогают развить интерес подростков к урокам музыки и разнообразные жанры уроков. Для урока искусства жанр – естественная составляющая. Под каждым жанром урока музыки подразумевается «определённый комплекс только ему свойственных стилистических, сюжетных, образных и технологических признаков, проявляющихся во внешней форме, видах общения, характере содержания, а также способах мышления и восприятия» (5, 150).

Урок искусства может быть представлен в жанре урока-путешествия, урока-прогулки, урока концерта, спектакля, драмы, викторины, урока-импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, урок-презентация, бенефис, панорама, митинг, урок-откровение (исповедь).   

Интересен жанр урока – «живой газеты», устного журнала, особенно в сотрудничестве с учителями информатики, с использованием компьютерной техники. Популярны турниры знатоков, эстафеты.

Жанр урока-путешествия (по музыкальной культуре разных стран, по этапам жизненного пути автора, исполнителя и т.д.), урока-пргулки широко используется учителями. Такой тип занятия требует предварительной разработки «маршрута» в совместной деятельности учителя и детей. Иногда разработка маршрута может быть целью урока, определять его сценарий. Но часто такие уроки получаются излишне иллюстративными, созерцательными, констатирующими. Здесь учителю важно придать поисковый характер работе. Интересные уроки-путешествия получаются на темы «Слово в музыке», «Музыка по-разному видна».

Урок-концерт интересен тем, что учитель с учениками оказываются в одной роли: Слушателя, Зрителя, Исполнителя. Очень увлекательным становится составление программы концерта с точки зрения её драматургического построения, подготовки номеров – не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудиозаписей, видеокассет, грампластинок, слайдов, фото, т.е. всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ученик, и учитель, что они хотели бы посмотреть, послушать, почитать ещё раз вместе, в атмосфере взаимопонимания. Важную роль здесь играет достаточная оснащённость кабинета, в котором походят занятия музыкой.

Урок-импровизация – жанр очень сложный. Он по плечу учителю-мастеру свободно ориентирующемуся в материале. Импровизация возможна на какой-либо уже имеющейся основе. Предположим, предстоит урок на тему «Музыка в полотнах художников-передвижников». Ребята перед этим знакомились с репродукциями картин известных русских художников. У них масса впечатлений. Каждый из них выделил для себя нечто своё.

Учитель продумывает цель и задачи урока. Кроме этого, он готовит все возможные репродукции, слайды, книги, аудио- и видеоматериалы, которые могут понадобиться. Или готовит каталоги, дающие возможность быстро найти любой материал.

Следует продумать также «отправную точку» урока. Ею может стать портрет Крамского, звучание песни «Эй, ухнем», выставка репродукций на классном стенде, просто фраза, вызвавшая внимание класса. Далее ход урока выстраивается в процессе контакта учителя с детьми, учеников между собой. Учитель пытается вести работу в нужном ему направлении, немедленно отыскивая и включая в работу на уроке музыкальные произведения, о которых говорят ученики, используя их высказывания, размышления, впечатления. Иногда развитие урока может получить непредсказуемое направление. К этому учитель тоже должен быть готов. Главное, чтобы урок не превратился в пустые разговоры «про жизнь», а был пронизан искусством.

Урок-интервью как жанр интересен для проведения обобщающих и итоговых уроков. Интервьюером может выступать учитель по отношению к другим ученикам, ученики по отношению друг к другу, ученик по отношению к учителю или к итересному человеку, гостю и т.д. Особенно интересен вариант, когда моделируется ситуация взятия интервью у произведения искусства, как своеобразного свидетеля события. Интервьюер должен определить для себя тему, задачи, основной ход и возможные оригинальные повороты интервью, которое может быть и устным, и письменным. Оценивается содержательность, логичность и оригинальность, творческий характер беседы, осуществляемой интервьюером. А также полнота информации и оригинальность высказываний интервьюируемого.

Урок-репортаж из музея, города, страны, эпохи, из дома поэта, композитора, с выставки и т.д. Этот жанр может быть использован для вводных или «углубляющих», а также для обобщающих уроков. Репортаж (от французского report, букв. перенесение) может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль «ведущего в студии», а репортёрами становятся ученики. Вместо учителя в данной ситуации может выступать ученик с организаторскими и импровизаторскими способностями, владеющий материалом лучше, чем одноклассники. Высший уровень подобного жанра – урок, где в роли «репортёров с места» выступают произведения искусства, а ученики «читают» или «переводят» их «сообщения».

Урок-презентация (от лат. praesentatio – предъявление, представление к взысканию). Жанр этот связан с подачей материала вызывающего неоднозначное отношение учащихся. Так бывает, например, на уроках, касающихся современных направлениях в музыке. Ведь презентация – это не только представление нового, но и его защита, показ его достоинств, преимуществ. Презентация может проводиться учителем как тип вводного урока. Исходя из стиля общения, презентация может превратиться в урок-митинг, к примеру, посвящённому рок-музыке или любимым композиторам.

Урок-бенефис (от фр. benefice – доход. В театральной среде – спектакль в пользу одного из участвующих). Таким может быть урок, на котором одним из учеников в совместной работе со всеми получает возможность проявить свои превосходные способности, необыкновенные знания, впечатления. Это возможно, к примеру, после интересного путешествия, во время которого ученик изучал культуру, сделал интересные фото, привёз любопытные сувениры. Урок-бенефис рассчитан на ученика, который, желая доказать, что его знания недостаточно оценены, предварительно проконсультировавшись с учителем и тщательно подготовившись, активно участвует в уроке, играя ведущую роль. Возможна трактовка урока-бенефиса как занятия, в содержании которого превалирует в своём блистательном качестве творчество какого-либо одного композитора. 

Урок-панорама носит обзорный характер содержания. Он рассчитан на созерцательный тип восприятия искусства. Это бывает необходимо на предварительном или наоборот, заключительном этапе изучения темы.

Более интересным может быть вариант, когда дети составляют панорамный обзор, к примеру, эпохи в её символах, воплощённых в разных видах и произведениях искусства; панорамы Москвы, Петербурга, Парижа, отражённых в искусстве разных эпох; панорама Петербурга 19 века, отражённой в творчестве композиторов «Могучей кучки» и т.д.

Учащиеся 7 и 8-х классов с радостью и увлечением участвуют в сотворчестве рождения музыкально-литературных гостиных. Например, готовясь к уроку по теме «Мой друг, ты, пушкинский лицей» им интересно ощущать эпоху и атмосферу лицейского содружества. С 6 по 8 класс можно практиковать такие модели обобщающих уроков, как, урок – кроссворд, урок пресс – конференция, а позже – урок - симпозиума. На таких уроках ребята выступают в роли специалистов-экспертов, музыковедов (знакомство с либретто или программными документами), историков (сообщения о композиторах, круге друзей и знакомых, историко-географические сведения), операторов (включение фонограмм, проектирование слайдов), иллюстраторов – исполнителей (учащиеся ДШИ), критиков, музыкальных редакторов, сценаристов, художников – оформителей (выполнение творческого занятия по выбору репродукций для оформления конверта к диску с записью произведения), корреспондентов-оппонентов и т. д. В 8-м классе «симпозиумы», завершая свою работу, должны дать оценку актуальности и современности интонаций – эмоций идеи, основной мысли произведений, рассматриваемых на «симпозиуме», представить свои доказательства соответствия или несоответствия музыки сегодняшнему дню.

Таким образом, воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственность идет от самой сущности музыкального образа, без морализированной и нравоучительной патетики, через педагогику сотрудничества. Такой духовой работе учеников-подростков способствуют нетрадиционные формы и методы, которые помогают разнообразить методику проведения урока музыки, сделать ее более эффективной, а сам урок познавательным и увлекательным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: