Обращение к изобразительным средствам наглядности

В музыкальной педагогике применение наглядных методов весьма специфично. Наглядность на уроках музыки проявляется, прежде всего, в художественной демонстрации музыки, в активном участии учащихся в процессе интеграции. Но есть и другой тип наглядности – это обращение к репродукциям и фотоснимкам. В этой работе руководствуемся словами   К. Паустовского, который писал о П. Чайковском, что мы хотим о нем знать все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливается его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения. Эти слова писателя можно отнести к любому композитору, музыкой которого учитель хочет увлечь учащихся. Не всё мы успеем узнать на уроке о композиторе-человеке, но просматривая после урока один из альбомов, дети с удивлением заметят вдруг, что рядом с портретом молодого М. И. Глинки помещены рисунки – итальянские пейзажи. Возникает вопрос: почему они рядом? Кто автор этих рисунков? Еще более удивляются учащиеся, когда под рисунками читают высокую оценку их самого К. Брюллова. Сделаны эти рисунки рукой молодого М. И. Глинки. После знакомства с такой увлеченностью композитора проявляется интерес и желание еще больше узнать о нем, вслушаться в его музыку, которою он создал под впечатлением пейзажей и неповторимых видов Венеции. А сочетание рисунков М. И. Глинки с репродукцией А. П. Остроумовой-Лебедевой «Венеция» приводит детей к желанию вслушаться в эту музыку еще раз.

Всегда следует помнить, что восприятие образа, эмоциональный отклик в душе каждого ребенка зависит от того, как преподнесены репродукции и портрет композитора на уроке, в каком формате, цвете, в каком эстетическом виде. Не вызовет должного отклика неопрятная, потертая репродукция, с грудными, потрепанными краями, просвечивающимся текстом обратной стороны, жирными пятнами…

Многие преподаватели-музыканты создают личные изохрестоматии, куда входят репродукции и фотографии таких журналов, как «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе», «Советская музыка», «Огонек», «Крестьянка», «Работница», «Смена», «Культура и жизнь», календари природы ЮНЕСКО и т. п.

Преподаватель музыки технической гимназии № 1 Старого Оскола Л.В. Бурая предлагает оформлять наглядный материал в альбомы-папки и систематизировать его следующим образом (9, 122):

1. русские композиторы 1-й половины 19 века;

2. русские композиторы «Могучей кучки»;

3. П. И. Чайковский;

4. композиторы России рубежа 19-20 вв;

5. пейзаж, портрет;

6. костюм;

7. зарубежная музыка (классицизм);

8. зарубежная музыка 17-18 в.в;

9. зарубежная музыка,: романтизм, импрессионизм;

10. эстрада;

11. советская музыка;

12. современные композиторы России;

13. сказка в музыке («Петя и волк», «Картинки с выставки», «Садко», «Шехерезада», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Снегурочка» и т. д.

14. в мире музыки (статьи, иллюстрации популярной музыки, популярные исполнители);

15.  музыкальный театр;

16.  музыка в нашей жизни;

17.  иллюстрации к урокам 1-го класса;

18.  симфонический оркестр;

19.  народный оркестр.

 

Музыкально – дидактические игры

    Большой интерес к урокам музыки могут формировать всевозможные музыкально-дидактические развивающие игры. Такие игры помогают закрепить или повторить материал. В младших классах игры применяются значительно чаще, в средних классах, в основном только на заключительных уроках. Как итог игры – обязательное звучание музыки на уроке.

    Например: 5-й класс. Игра «Опера». Учащимся раздаются карточки с названием номеров оперы. Необходимо сгруппировать их следующим образом:

 

I группа: сольные номера (ария, каватина, серенада, песня, концона). 

II группа: ансамблевые номера (дуэт, трио, квартет, квинтет).

IIIгруппа: массовые сцены, номера (ход девушек, персидский хор, хор солдат, хор мальчиков).

IVгруппа: инструментальные номера (интродукция, музыкальный антракт, восточные танцы, «Марш Черномора» и т. д.).

    Учащиеся сами определяют правильность решения задачи, по их выбору звучит музыкальный фрагмент.

    6-й класс. Игра «Полифония и гомофония». Условия игры те же. Учащиеся группируют карточки следующим образом:

1. Канон, органная прелюдия, инвенция, фугельта, фуга.

2. Песня, полонез, аллеманда, куранта, менуэт.

    На уроке музыки можно использовать, к примеру, следующие игры: 1. «Симфонический оркестр»; 2. «Народный оркестр»; 3. «Балет»; 4. «Опера»; 5. «Инструментальные и вокальные»; 6. «Музыкальный образ»; 7. «Музыкальный образ, форма и содержание»; 8. «Композитор и его произведения» и т. д.

    Каждая игра заканчивается слушанием музыкального произведения, соответствующего теме. Карточки этих игр можно использовать и в играх другого варианта, где совмещаются портреты композитора с названиями произведений, группируются произведения одного автора, имена композиторов объединяют по направлениям в музыке или же по региональному признаку. Или же карточки «словарей» двух-трех композиторов перемешиваются и необходимо разобрать их, «привести в порядок словари». Есть и другие индивидуальные варианты игр. Иногда игра рождается экспромтом на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: