Учёт возрастных особенностей подростков при подборе песен – как гарант устойчивого интереса к урокам музыки

Основой школьной музыкальной работы всегда остается классическая, народная и современная серьезная музыка. Потому, познав на практике суть высокого музыкального искусства, учащиеся-подростки сумеют лучше разобраться и в многочисленных образцах поп-, рок-, и джазовой музыки. Д. Кабалевский подчеркивал, что считает принципиально неверным положение, при котором в школах от подростков «прячут» легкую музыку. И поэтому учащиеся не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо. «Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский – это великолепнейшие композиторы, их творения – вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!» (11, 15). Планируя уроки музыки, не следует забывать о необходимости включать эстрадные – лирические, шуточные, развлекательные – песни, которые учащиеся, наряду с произведениями высоких художественных достоинств, смогли бы спеть дома, со сверстниками.  

Подбор песен происходит в соответствии с теми чувствами и эмоциями, которые задеваются в процессе диалогов. Чаще используется не принцип контраста, а принцип парности, т.е. песня или романс как бы продолжает тему урока, или же это произведение того же композитора. Песня может стать резюме урока. 

Пользуясь любой из принятых в России программ по музыкальному образованию, варьируя их и сочетая в соответствии с выбранным направлением, учитель должен помнить, что каким интересным не был теоретический материал, главная притягательность урока заключается в песне. Песня, предложенная учителем, может стать событием в жизни учеников. При этом она может не оказаться новой, красивой и сверхсодержательной. Она должна быть просто близка им.

 Песня дает возможность ребенку «выскочить» за рамки скучно-привычного и тоскливо-приличного, она окрыляет его, дает простор его фантазии, расширяет границы его действий, уносит в разные страны и эпохи. Наблюдая за подростками, учитывая их психологию и возрастные особенности, можно выявить следующие темы, которые позволили бы учителю целенаправленно работать в подборе репертуара и быть интересным детям.

Все 12 – 13-летние подростки одинаково горячо любят благородных мушкетеров, честных рыцарей, отважных гардемаринов, дерзких трубадуров и безрассудных гусар, которые под внешней бравадой скрывают чуткое сердце, сентиментальность и мечтательность. И они – явные авантюристы. Чем же они близки тринадцатилетним? Положительные герои часто невыносимо занудливы и до них, ой, как далеко! «У ребенка (подростка) и авантюрного героя есть нечто общее – оба они рыжие клоуны перед лицом мира клоунов белых, знающих «как правильно» (А. Толстых. Искусство понимать искусство).

Лучшими примерами «авантюрных» песен являются: «Давным-давно» Т. Хренникова, песни В. Лебедева из кинофильма «Гардемарины, вперед!», М. Дунаевского – «Три мушкетера», Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты», «Песня о шпаге» Е. Крылатова и др.

Каждую из этих песен можно предложить разным классам и объявить конкурс инсценированной песни, для участия в котором нужно не только хорошо выучить слова, но и придумать интересный сценарий, разыграть его как миниспектакль со всевозможными воротниками, шляпами, сапогами и перчатками. Сколько классов, столько и вариантов прочтения, столько разных мыслей, чувств, темпераментов. Во всем этом проявляются знания, вкус, опыт, фантазия поющих. Так обогащается не только эмоциональная сфера, но и интеллект ребенка.

Атмосфера доброты, мягкой насмешки, юмора возникает при разучивании таких песен, как «Про Емелю» Я. Дубравина, «Лев и брадобрей» и «Тридцать три коровы» М. Дунаевского, песни Е. Крылатова из кинофильма «Приключения Электроника» и др.

Но если рыцарская и юмористическая темы всегда любимы и желанны, то песни о войне изначально вызывают скептицизм и недоверие со стороны детей. Парадоксально: мушкетеры и гардемарины воспринимаются как ровесники, а бойцы и солдаты недавней Великой Отечественной – как нечто архаическое. Поэтому песни, посвященные Родине, России, народным подвигам, должны подбираться особенно тщательно, так как именно они могут помочь в формировании гражданской и патриотической позиции ребенка. Они укрепляют «дух святой» в детском сердце, учат его гордости за свою страну. Лучшие песни о войне пронзительно-искренни, доходчивы, задушевны и возвышенны: «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Нам нужна одна победа», «Москвичи» и др.

Это – та часть репертуара, которую дети поют очень серьезно, проявляя внимание момента, обнаруживая боль за чужие потери и ощущая свою причастность к великим событиям.

Значительно место в жизни подростков занимает тема первой любви, поэтому песни, посвященные этому робкому чувству, часто вызывают внешнюю стеснительность, а в худшем случае – цинизм. Но постепенно ребенок понимает, что любовь – это красота, он открывает ее в мягкой светлой грусти мелодий, изящности, гармоничности и проникновенности стихов, особой нежности и глубине певческого звука. В этих песнях подросток предстает с лучшей стороны, как тонкий ценитель прекрасного. Откровенность и пронзительность первого чувства заставляет подростка умолкнуть, прекратить кривляние и решить для себя прекрасную проблему: превращение гадкого утенка в волшебного лебедя. Все это есть в песнях «Школьный романс» Е. Крылатова, «Спасибо, музыка» М. Минкова, «Под музыку Вивальди» С. Никитина, «Милая моя» Ю. Визбора и др.

И, наконец, песни, которые можно было бы назвать истинно театральными, создающими на уроке атмосферу праздничности, взволнованности, подъема. Такими песнями можно закончить любой школьный концерт: «Ах, этот вечер» М. Дунаевского, «Старый рояль» М. Минкова, «Как здорово» О. Митяева, «Давайте восклицать» Б. Окуджавы и др.

«Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.

Учитель подбирает песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца. Таковы многие песни Б.Окуджавы. Старшеклассники с удовольствием поют: “Пожелание друзьям”, “До свидания, мальчики”.

“Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!”– эти слова Д.Фурманова могут стать эпиграфом к урокам в шестом классе (тема “Преобразующая сила музыки”). И вот учитель предлагает разучить на уроке новую песню Е. Птичкина “Песня – твой верный друг”, с помощью которой школьники убеждаются в великой силе и роли песни в жизни человека. Невозможно не затронуть репертуар наших отечественных рок-групп, когда речь идет о легкой и серьезной музыке в восьмом классе. Именно тогда можно обращаться к песням “Машины времени”, “Секрета”, “ДДТ”, “Алисы”. Некоторые из них разучиваются и исполняются. Есть в репертуаре современных школьников песни Ю.Антонова, Ю.Визбора, А.Эшпая» ((4, 75).

Не умаляя достоинств классического и народного репертуара, который при любых обстоятельствах и переменах остается незыблемым, допуская разные варианты интересных для подростков тем, все же следует стремиться к притягательности урока музыки, обеспеченной отчетливым пониманием возрастных особенностей личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: