На первый взгляд может показаться, что система моделирования, основанная на заранее запрограммированных классах элементов, не является такой гибкой, как существующие средства имитационного моделирования. Однако объектно-ориентированный подход позволяет обойти эту проблему за счёт наследования классов элементов. Если один класс элемента наследуется от другого, то он использует имеющиеся у того параметры и методы их расчёта, при этом добавляя какие-либо свои параметры и методы.
Например, пусть исходно был запрограммирован класс проводника, то есть элемента, который характеризуется сопротивлением и (по)током через него и предназначен для расчёта электрической цепи или, что то же самое, гидродинамической системы жёстких трубок. Если требуется учесть растяжимость трубок, достаточно унаследовать свойства и методы класса проводника, добавив к ним свойство объёма и процедуру расчёта сопротивления трубки через этот объём. (см. рис. 2.4) Далее класс растяжимой трубки (то есть сосуда, если пользоваться терминологией предметной области – физиологии) можно использовать в качестве родительского класса для эластичных, пластичных и других сосудов, различающихся моделью растяжения.
|
|
А теперь предположим, что требуется решать не только эллиптическую задачу расчёта потоков и давлений в системе трубок, но и параболическую задачу переноса веществ или тепла в этой системе. Понятно, что методы расчёта конвективного, диффузионного и конвективно-диффузионного переноса должны существовать в специальных элементах-переносчиках независимо от элементов, связанных с моделированием механики сосудов. (см. рис. 2.4) Чтобы использовать эти методы для задачи переноса в сосудах, достаточно создать элемент, наследующийся от сосуда и от переносчика одновременно, причём никакого нового программного кода создавать не требуется. В объектно-ориентированных языках, не поддерживающих множественное наследование, то же самое достигается путём одиночного наследования от одного класса (например, от сосуда) и агрегации экземпляра другого класса (например, переносчика).
Рис. 2.4. Пример иерархии наследования классов модели (в объектной нотации Г. Буча).
Таким образом, наследование даёт возможность быстрого развития не только моделей, но и заложенных в них численных методов. При этом упростить и формализовать изменение кода программной реализации методов можно настолько, чтобы осуществлять его с помощью визуального редактора. Данная возможность отсутствует как в случае трактовки области интегрирования в качестве основного объекта модели (визуальное редактирование её методов не слишком отличается от обычного и не может быть формализовано), так и в случае трактовки в этом качестве параметра или функции (к ним не могут быть привязаны «интеллектуальные» методы, поэтому в них нечего редактировать).