Черты отчужденности главного героя в психологическом портрете героя и сюжете романа. Психологический уровень отчужденности

Психологический портрет сэлинджеровского героя исключительно противоречив и сложен. «В поведении Холдена нередко дает себя знать болезненное начало, ставящее под сомнение устойчивость его психики. Он не просто стеснителен, обидчив, порой нелюбезен, как почти всякий склонный к самоанализу подросток так называемого интровертного типа»[2] - пишет А.Мулярчик, в сущности, описывая характерные черты человека, сознательно дистанцирующего себя от общества.

Используя психологический подход к отчуждению, разработанный американским социологом Мелвином Симеоном, можно выделить четыре ступени отчужденности главного героя романа.

Во-первых, объединяя 1 и 2 ступени по причине их взаимосвязи в поведении персонажа, первым уровнем отчужденности Холдена становятся бессилие1 и дезорганизация норм2.

Воспоминания Холдена Колфилда, обличенные в роман-исповедь, начинаются с неудач и поражений главного героя. В завязке романа – отчисление Холдена из школы. Покидая Пэнси, он осознает всю фальшь, или как он сам любит говорить – «липу», и бессмысленность проведенных здесь лет. Он расстается с Пэнси не оставляя здесь ни друзей, ни просто добрых знакомых. Холден бессилен что-либо изменить. Он уверен, что родители, узнав о его отчислении, не замедлят отправить его в другую «Пэнси». Бунтарь по натуре, он не может смириться с собственным бессилием.

 

1Бессилие – индивид считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится.

2Дезорганизация норм или аномия – ситуация, в которой индивид сталкивается с противоречивыми ролевыми ожиданиями и вынужден для достижения поставленных целей прибегать к социально неодобренному поведению.

Идея бессилия лейтмотивом проходит через весь роман. Подростковый максимализм, особенно ярко выраженный в образе Колфилда, толкает его на безрассудные поступки. Холдену очень важно чувствовать свою независимость, он пытается вести взрослый, как ему кажется, образ жизни. Этот взрослый мир и гнетет его, и притягивает. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Холдену хочется не просто казаться взрослым, ему необходимо, чтобы его слушали и слышали. Юноша, вступающий в беспощадный холодный мир взрослых, ищет принятия и поддержки. 

 «История Холдена - исповедь человека, который не может и не хочет изменить мир, а способен лишь с предельной искренностью так увидеть, так показать этот мир, что и нам передается его отвращение. Бунтарство Холдена напоминает движения человека во сне: судорожные попытки бежать, ударить и полная невозможность что-то сделать, ощущение горечи и бессилия».[6]

Во-вторых, следующей ступенью отчужденности персонажа становится бессмысленность1.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там, в соответствии с давней американской традицией, постараться начать все сначала. «То, что больше всего угнетает Холдена и о чем он судит вполне «по-взрослому», заключается в ощущении безысходности, обреченности всех его попыток устроить свою жизнь в этом мире. Вглядываясь в будущее, он не видит ничего, кроме той серой обыденности, что уже стала уделом подавляющего большинства его соотечественников. Герою Сэлинджера не удается заинтересовать своими, довольно, впрочем, сумбурными планами на будущее и Салли Хейс, которая не очень-то верит в предлагаемую ей идиллию жизни в «хижине у ручья». [9]

1Бессмысленность – индивиду не ясно значение событий, в которых он участвует, он не знает, во что он должен верить, почему надо поступать так, а не иначе.

Но как бунтарь Холден сможет жить обыкновенной жизнью среднестатистического американца? Он не ждет избранного пути, а все его стремления выражаются лишь в весьма аморфных и символических представлениях о будущем. Он хрупок и слаб. Он сам часть того мира, который отрицает. Его руки связаны не только причастностью к нему, не только личной слабостью, но и пониманием или скорее ощущением, что перед ним не отдельные гадости, а море бедствий. [3]

В-третьих, последним уровнем отчужденности Холдена становится изоляция1.

Он презирает также все общепринятые условности как «одну сплошную липу». Можно подумать, что он единственная в мире поистине творческая личность и, несмотря на то, что он провалился по всем предметам, кроме английского, у него имеются свои и весьма высокие, почти максимали­стские критерии — по крайней мере, в оценке литера­турных произведений.

Он не может жить без общества. Но вследствие непонимания, постоянных конфликтов и неудач, Холден замыкается в себе. Холден живет в совсем, ином мире, чем другие люди. В самом деле, кому из благонамеренных жителейНью-Йорка, кому из род­ственников Холдена, из его учителей, просто из встречных,— комукакое дело до того, куда деваются утки зимой?

Как выглядит в этой книге современное американское обще­ство? Каких людей встретил за свои шестнадцать лет Холден Колфилд? Двуличных, лживых, подлых. Он с самого начала бьется во все двери, стучит настойчиво, призывно: где люди? Есть ли живая душа? Он пытается найти отзвук у шоферов такси, у случайных по­путчиков, у товарищей по школе, у соседей по столику в ресто­ране.

 

1Изоляция – отчуждение индивида от господствующих целей и ценностей, расхождение индивида с данными обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований.

Он звонит по телефону разным людям, в том числе и мало­знакомым, только чтобы услышать голос человеческий. Но отзвука нет. Многообразный шум большого города — и мертвое, ледяное молчание. Как в пустыне.[1]

Таким образом, главный герой, страстно желающий изменить жизнь, но бессильный перед бессмысленностью и неопределенностью своей судьбы, изолированный от общества, отчуждается не только социально, но и психологически, что характерно для подросткового поколения в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: