В обычной повседневной жизни все, что непосредственно окружает нормального здорового человека, рассматривается им как понятное, объяснимое и знакомое. Это окружающее становится для него «своим» и «доброжелательным», ибо он всегда может его использовать в своих целях для удовлетворения своих духовных и биологических потребностей. Если же он в процессе своей жизни и деятельности обнаруживает явления непонятные, необъяснимые и незнакомые, то у него, естественно, возникает интерес и активное стремление к поиску; после нахождения причин и условий, их вызывающих, эти явления становятся для него либо «своими» и «доброжелательными», либо, если он наносят ему вред, он активно ищет пути к из обезвреживанию. Не то мы видим у астенизированных невротиков с навязчивыми фобическими состояниями с еще сохранным сознанием. Все то, что в окружающей их среде кажется им непонятным, необъяснимым, незнакомым, для них субъективно становится «чуждым», «недоброжелательным» и даже «враждебным».[14]
|
|
В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других.
Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.[16]
Уровни отчужденности.
Психологи выделяют три уровня отчуждения:
1. философский как процесс объективации сознания индивида;
2. социологический как различные объективированные формы, действительность;
3. психологический как состояния и процессы, переживаемые в ходе присвоения объективированных форм и объектов.[11]
Уровни отчуждения | Обратимое отчуждение | Необратимое отчуждение |
Философский, общеметодологический уровень | Овнешнение, объективация, опредмечивание, институализация собственного сознания, духа | Овнешнение, объективация, опредмечивание, институализация чужого сознания, чужих целей и идей |
Социологический уровень (социальные формы и процессы) | Произведение собственного сознания; личностные вклады | Произведение, полученнное в результате действования ради действования; продукт отчужденного труда, частная собственность; запретные действия; враждебное общество; разделение труда, “независимый” продукт, объективированная культура, деньги; бюрократический аппарат;; потребительство, нетворческий труд; манипуляция потребностями (вожделениями). |
Психологический уровень (психологические процессы и состояния) | Процесс и состояния присвоения собственного произведения, счастливое сознание “перетекание” субъекта через объект вновь в субъект диалог Я и Ты обособление как момент индивидуализации идеальная репрезентированность в Другом | Несчастное, противоречивое сознание; конфликт субъективной и объективной культуры; потеря духовной родовой сущности; конфликт между Сверх-Я и Оно; коренная тревога; самоубийства, аномия; чувство несвободы; страх, тревога, бессмысленность и др, нарушение диалога Я и Ты; неосознаваемое слияние отчужденного человека со своим отчужденным бытием; бессилие, бессмысленность, аномия, изоляция и самоотчуждение; сужение личностной жизни, несовпадение значений и смыслов, неотраженность в Другом, одиночество. |
|
|
Глава 2. Идея отчужденности в романе «Над пропастью во ржи».