Философский уровень отчужденности главного героя

Возвращаясь к теоретической основе реферата, следует отметить, что философами понятие отчужденности трактуется как превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. [12] Т.е. под отчужденностью на философском уровне подразумевается опредмечивание деятельности, ее материальные итоги.

 

В анализе образа главного персонажа романа «Над пропастью во ржи» данный уровень отчужденности выделить невозможно. Социальное и психологическое отчуждение Холдена Колфилда разрушает только его самого. Его деятельность бессмысленна и деструктивна только для него самого, следовательно, не имеет ощутимых результатов и влияния на других персонажей романа.

 

 

Заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что цель и задачи исследовательской работы выполнены. Т.е. рассмотрено понятие отчужденности вне литературоведенья в первой главе. Изучена система образов и непосредственно образ главного героя, сюжет и композиция романа во второй главе.

На основе теории об отчужденности выделена структура литературоведческого анализа, который представлен во второй главе реферата.

Анализ уровней отчужденности в образе главного героя позволил выявить два из трех, выделяемых психологами, социологами и философами, уровней. На основе этих данных доказано, что идея отчужденности в романе Сэлинджера воплощена не полностью. Отсутствие философского контекста понятия отчужденности в образе главного героя, дает понять, что Холден Колфилд, как символ юношеского бунтарства и максимализма, не является творцом собственных идей. Его особая идеология есть ничто иное, как проявление духа времени, духа борьбы с грязью и пошлостью жизни.

Холден становится символом подросткового поколения своего времени и остается таковым и сейчас. Отсутствие третьего уровня отчужденности является доказательством отсутствия обреченности судьбы главного персонажа, и вследствие поколения в целом.

 

Список литературы

1. Галинская И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинд­жера. М.: Наука, 1975

2. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.:1980, С. 112

3. А. Зверев. Сэлинджер: Тоска по неподдельности, Ростов н/Д: «Феникс», 1999 – 480 с.

4. Максуэлл Гаусмар, Американские современники, изд-во «Прогресс» М. 1976

5. Дж. Д. Сэлинджер: «Мудрое дитя и школа журнала Нью-Йоркер» перевод А. Петриковской

6. История американской литературы. Часть 2. М.: 1971 С. 293

7. Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. в 2ч. 4.2. Н.П. Банникова, Л.Ю. Брауде, Т.Д. Венедиктова и др. Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской – М.: Просвещения, 1989 – 271 с.

8. Зарубежная литература. Анализ произведений школьный программы. Учебн. пособие. Сост. – Л.Б.Гинзбург, А.Л.Резник – Мн.:Книжный дом. 2004

9. Борисенко А. О Сэлинджере, «с любовью и всякой мерзостью»/ Иностранная литература. 2001, №10.

10. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

11. Литература и общество. Возвращаясь к проблеме отчуждения. И.Кон/ Иностранная литература, 1966, №5.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

13. Зиновьева Д.М. Проблемы социальной психологии личности.

14.Петровский В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе

15.Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1993.

16.Рубинштейн С.Л. Человек и мир М., 1973. С.255 - 385.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: