Возвращаясь к теоретической основе реферата, следует отметить, что философами понятие отчужденности трактуется как превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. [12] Т.е. под отчужденностью на философском уровне подразумевается опредмечивание деятельности, ее материальные итоги.
В анализе образа главного персонажа романа «Над пропастью во ржи» данный уровень отчужденности выделить невозможно. Социальное и психологическое отчуждение Холдена Колфилда разрушает только его самого. Его деятельность бессмысленна и деструктивна только для него самого, следовательно, не имеет ощутимых результатов и влияния на других персонажей романа.
Заключение
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что цель и задачи исследовательской работы выполнены. Т.е. рассмотрено понятие отчужденности вне литературоведенья в первой главе. Изучена система образов и непосредственно образ главного героя, сюжет и композиция романа во второй главе.
|
|
На основе теории об отчужденности выделена структура литературоведческого анализа, который представлен во второй главе реферата.
Анализ уровней отчужденности в образе главного героя позволил выявить два из трех, выделяемых психологами, социологами и философами, уровней. На основе этих данных доказано, что идея отчужденности в романе Сэлинджера воплощена не полностью. Отсутствие философского контекста понятия отчужденности в образе главного героя, дает понять, что Холден Колфилд, как символ юношеского бунтарства и максимализма, не является творцом собственных идей. Его особая идеология есть ничто иное, как проявление духа времени, духа борьбы с грязью и пошлостью жизни.
Холден становится символом подросткового поколения своего времени и остается таковым и сейчас. Отсутствие третьего уровня отчужденности является доказательством отсутствия обреченности судьбы главного персонажа, и вследствие поколения в целом.
Список литературы
1. Галинская И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера. М.: Наука, 1975
2. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.:1980, С. 112
3. А. Зверев. Сэлинджер: Тоска по неподдельности, Ростов н/Д: «Феникс», 1999 – 480 с.
4. Максуэлл Гаусмар, Американские современники, изд-во «Прогресс» М. 1976
5. Дж. Д. Сэлинджер: «Мудрое дитя и школа журнала Нью-Йоркер» перевод А. Петриковской
6. История американской литературы. Часть 2. М.: 1971 С. 293
7. Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. в 2ч. 4.2. Н.П. Банникова, Л.Ю. Брауде, Т.Д. Венедиктова и др. Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской – М.: Просвещения, 1989 – 271 с.
|
|
8. Зарубежная литература. Анализ произведений школьный программы. Учебн. пособие. Сост. – Л.Б.Гинзбург, А.Л.Резник – Мн.:Книжный дом. 2004
9. Борисенко А. О Сэлинджере, «с любовью и всякой мерзостью»/ Иностранная литература. 2001, №10.
10. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
11. Литература и общество. Возвращаясь к проблеме отчуждения. И.Кон/ Иностранная литература, 1966, №5.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
13. Зиновьева Д.М. Проблемы социальной психологии личности.
14.Петровский В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе
15.Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1993.
16.Рубинштейн С.Л. Человек и мир М., 1973. С.255 - 385.