II. Практическая часть

Примечание. Задания практической части в дальнейшем родители могут предложить своим детям.

1. Упражнение «Эмоциональный светофор»

Цель: развитие умения определить свое состояние и состояние окружающих людей на дороге.

Инструкция: Участники получают три картонных кружочка «Эмоциональный светофор»: красный - злой, желтый - грустный, зеленый - радостный. Ведущий показывает иллюстрации с какой-либо дорожной ситуацией, например пешеход перебегает улицу на красный свет. Задача участников - определить, какой «эмоциональный глаз» должен открыть светофор и поднять нужный кружок.

2. Ситуации для анализа

Инструкция. Участники обсуждают предлагаемые ситуации и предлагают выход из них.

1. Мама с сыном идет по улице. Мальчик видит на противоположной стороне папу и бросается к нему через дорогу. Вопрос: правильно ли сделал мальчик и как надо было поступить маме?

2. Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку. Вопрос: правильно ли поступила мама?

3. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос: как надо поступить папе?

4. Буратино торопится в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Вопрос: что должен делать Буратино? 

5. Буратино оказался в сказочной стране, где много машин, и совсем нет светофоров. Вопрос: где и как ему переходить дорогу?

6. Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил полицейский. Вопрос: как вы думаете, что он ей сказал? Почему он ее остановил?

7. Пешеход переходил проезжую часть улицы на зеленый свет. И вдруг зеленый огонек быстро заморгал и переключился на желтый. Вопрос: что должен делать пешеход в такой ситуации - идти вперед на противоположную сторону дороги или вернуться назад к тротуару?

8. Буратино гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжила движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов. Вопрос: как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора? Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет? Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

 

Опросник «Грамотный пешеход»

Цель: выявление уровня собственных знаний по данной теме.

Примечание. Результаты опросника не обрабатываются, а обсуждаются тут же на семинаре.

Бланк ответов

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении своих детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте на вопросы, поставив галочку напротив правильного, на ваш взгляд, ответа.

1. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

а) действую, как мне удобнее и быстрее;

б) стараюсь соблюдать;

в) всегда соблюдаю.

2. Как надо обходить транспорт на остановке:

а)        автобус и троллейбус спереди;

б)       автобус и троллейбус сзади;

в) трамвай спереди, автобус и троллейбус сзади;

г)  свой вариант.

3. Стоящая машина для пешехода:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель.

4.Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) свой вариант.

5.Вдоль дороги нет тротуара. В каком направлении должен идти пешеход:

а) навстречу движущемуся транспорту;

б) в том же направлении, что и движущийся транспорт;

в) свой вариант.

6.Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) с дошкольного, еще в детском саду;

б) в школе;

в) с 10 лет и старше.

7.Какой переход более безопасный:

а) «зебра»;

б) подземный.

8.Как вы переходите нерегулируемую часть дороги, если спешите в детский сад:

а) там, где придется;

б) иду к светофору и прохожу там;

в) свой вариант.

9.Где можно кататься на велосипеде и самокате:

а) на специальной площадке;

б) на проезжей части;

в) свой вариант.

10.Как следует поступить, если при переходе дороги вы уронили какой- нибудь предмет:

а) поднять его;

б) продолжить движение;

в) свой вариант.

11.С кем может переходить проезжую часть дороги ребенок-дошкольник:

а) один;

б) со взрослым;

в) свой вариант.

12.По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы:

а) по правой;

б) по левой;

в) свой вариант.

13.Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара:

а) спереди;

б) сзади;

в) свой вариант.

14.Что обозначает желтый сигнал светофора для пешехода:

а) разрешает движение;

б) запрещает движение;

в) свой вариант.

15.Обучение детей правилам безопасности на дороге - это задача:

а) ГИБДД и родителей;

б) ГИБДД и детского сада;

в) свой вариант.

III. Рекомендации родителям по итогам семинара

Слово ведущего: «Опыт разных стран показывает, что учить ребенка правильно переходить через улицу надо с самых ранних лет: не с пяти-шести, как это принято у нас, а гораздо раньше.

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми свидетельствует о том, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. И чем раньше, тем лучше. Давайте рассмотрим, чему и как учить детей».

Примечание. Далее ведущий зачитывает правила, каждое из которых отдельно обсуждается участниками круглого стола. Правила можно распечатать и в виде памятки раздать родителям.

Правило первое

Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Помехи обзору (стоящие машины и люди, кусты, поворот дороги и др.) - причина более 60% несчастных случаев с детьми и более 40% - со взрослыми пешеходами.

Правило второе

Перед переходом обязательно остановитесь. Необходимо приучить детей, склонных, не останавливаясь у края тротуара, перебегать дорогу, остановиться, прежде чем ступать на проезжую часть, и внимательно ее осмотреть. Стоять нужно, немного отступив от бордюра, - так, чтобы видеть приближение машин.

 

 

Правило третье

Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. К тому же, в России водители часто пренебрегают правилом, предписывающим включать ближний свет фар в сумерки и во время дождя.

Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Это дополнительная информация о приближающихся автомобилях. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

Правило четвертое

Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта «ловушка» - причина 8% дорожно-транспортных происшествий с детьми. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку» (6% общего числа пострадавших на дороге детей).

Правило пятое

Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.

Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.

Правило шестое

Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется, стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины. Правило седьмое

Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

Составьте план маршрута, по которому поведете ребенка, например, в детский сад, отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите этим путем с вашим ребенком, чтобы он привык быть в этих местах осмотрительнее и осторожнее.

 

Проводя психопрофилактику детского дорожно-транспортного травматизма, педагог-психолог должен максимально использовать авторитет родителей для прочного и сознательного усвоения детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице.

Примером такой работы может служить семинар, проведенный на базе МБДОУ№ 47 с участием начальника Альметьевского филиала ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения РеспубликиТатарстан».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: