Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

 

Схема этого предложения:

· подчинительная и бессоюзная связь.

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

Схема этого предложения:

· сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

Схема этого предложения:

 

Сложное синтаксическое целое

 

Сложное синтаксическое целое является наиболее круп­ной из структурно-семантических единиц, на которые чле­нится текст. ССЦ состоит из нескольких предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных раз­личными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста.

От сложного предложения ССЦ отличается тем, что предложения, входящие в его состав, являются более самостоятельными, а связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе ССЦ свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго развивает содержа­ние первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микро­тема.

Однако есть и ряд формальных средств связи самостоя­тельных предложений в ССЦ. Уни­версальным средством такой связи в устном высказывании является интонация. Самостоятельные по­вествовательные предложения в его составе произносятся обычно с одинаковой интонацией: с равномерным пони­жением тона к концу, с одинаковыми паузами между собой, в то время как понижение тона в конце сложного синтаксического целого более значительно, а пауза между двумя сложными синтаксическими целыми более длитель­ная; кроме того, начало следующего сложного синтакси­ческого целого обычно характеризуется большим повыше­нием тона, а часто и изменениями в тембре голоса.

Кроме того, имеется еще ряд частных средств связи, которые в различной степени и по-разному используются в конкретных сложных синтаксических целых.

Сюда отно­сятся:

1) единство видо-временных форм глаголов-сказуе­мых отдельных предложений;

2) употребление местоимений 3-го лица и указательных тот, этот, которые во втором, третьем и др. предложениях указывают на ранее обозна­ченные лица, предметы и качества, а также на все содер­жание предыдущего предложения (местоимение это); ис­пользование слов, синонимичных употреблен­ным ранее; лексические повторы;

3) подчинительные и со­чинительные союзы в начале самостоятельных предложений, имеющие в этом случае обычно присоединительное значе­ние;

4) употребление различных обстоятельств (преимуще­ственно места и времени), относящихся по смыслу к не­скольким самостоятельным предложениям; такие обстоя­тельственные значения могут быть выражены и отдельными предложениями типа Вечер; Уже смеркалось; Было 7 часов вечера и др.;

5) одинаковый порядок слов, вообще параллелизм в строении самостоятельных предло­жений и др.

Например:

Матвей Терехов был еще не стар, лет сорока пяти, но выражение у него было болезненное, лицо в морщинах, и жидкая бо­родка совсем поседела, и это старило его на много лет. Говорил он слабым голосом, осторожно и, кашляя, брался за грудь, и в это время взгляд его становился беспокойным и тревожным, как у очень мнитель­ных людей. Он никогда не говорил определенно, что у него болит, но любил рассказывать, как однажды на заводе он поднял тяжелый ящик и надорвался и как от этого образовалась грызь, заставившая его бросить службу и вернуться на родину. А что значит грызь, объяснить не мог.

Данное сложное синтаксическое целое представляет часть рассказа Чехова «Убийство», микротема - харак­теристика одного из его героев - Матвея Терехова. Этой темой объединяются четыре сложных предложения.

Для всех этих предложений характерно:

а) общность форм сказуемых: это или составные именные сказуемые со связкой было, или простые глаголь­ные, выраженные глаголами прошедшего времени несовер­шенного вида, которые имеют описатель­ное значение (только три глагольных сказуемых в косвен­ной речи Матвея имеют форму совершенного вида, обозна­чающую ранее совершенные действия);

б) только в первом предложении герой называется своим именем, а в остальных на него указывает местоимение он;

в) последнее предложение присоединяется при помощи союза а, имеющего присоединительное значение (предложение имеет добавочный уступительный оттенок),

г) для большинства предложений данного сложного синтаксического целого характерен прямой порядок глав­ных членов (подлежащее — сказуемое).

Эти формальные способы организации связи между предложениями не являются обязательными для каждого ССЦ. Таким образом, организация ССЦ не является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

Тем не менее можно выделить несколько типов ССЦ:

1) сложные синтаксические целые статические, преимущественно описательного ха­рактера;

2) динамические, преимущественно пове­ствовательного характера;

3) смешанные, широко упо­требительные и при описании, и при повествовании, и при рассуждении.

Для статических ССЦ характерно употребление составных имен­ных сказуемых, различных глагольных форм со значением одновременности длительных действий. Связь между пред­ложениями здесь часто осуществляется при помощи парал­лелизма синтаксических конструкций (параллельная связь), например: Во­лосы прямые, в скобку. Лицо небольшое, незначительное, старинно-русское, суздальское. Глаза под большими сонными веками — ястребиные (Бунин).

Для динамических ССЦ, на­против, характерно употребление глагольных сказуемых чаще в форме совершенною вида со значением сменяющих друг друга действий. Связь между предложениями осуще­ствляется здесь чаще при помощи место­имений, синонимических замен, повторов (цепная связь), например: Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторо­нились. Мы немного поговорили (Тургенев).

Для смешанных ССЦ харак­терно объединение указанных форм строения, например: Дома он [Лаптев] увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зон­тик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лап­тев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем (Чехов). Данное смешанное слож­ное синтаксическое целое состоит из трех предложений: 1-е и 3-е имеют динамический характер, 2-е — статический.

В 1-м и 3-м предложениях сказуемые простые глагольные, выраженные глаголами в форме прошедшего времени со­вершенного вида (кроме двух последних); связь между эти­ми предложениями цепная (он — Лаптев — ему). Во 2-м предложении сказуемые составные именные; связь между частями этого бессоюзного предложения параллельная (зонтик был...; ручка была...). Связь между 1-м и 2-м пред­ложением осуществляется с помощью лексического повтора (зонтик - дополнение (1), зонтик - подлежащее (2).

Период

В языке художественной литературы и в публицистиче­ском стиле распространена особая форма организации сложных и, реже, простых в значитель­ной степени распространенных предложений, которая на­зывается периодом (от греч. periodos — «круг»). Для этой формы характерно четкое ритмико-интонационное и смысловое членение всего предложения на две части: 1) «повышение» и 2) «понижение»; первая из них произносится с постепенным повышением тона и с ускоре­нием темпа до паузы, отделяющей ее от второй части, вто­рая часть - с понижением, причем меняется и тембр голоса и замедляется темп произнесения. Первая часть, обычно зависимая от второй, является большей по объему и в свою очередь чаще всего четко членится на однотипные части (члены периода); реже членится вторая часть.

Обычно члены периода строятся симметрично, представляют собой предложения одной структуры, с одним порядком слов, с однотипными по форме сказуемыми; при этом широко используются анафора (единоначатие) и другие лексические повторы, синонимическая и антонимическая лексика, напри­мер: Как ни ярок был день, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистные купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали как раз на зайчика, отбра­сываемого этими кристалликами,— все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей (Солоухин).

Период как риторическая фигура речи обладает особой торжественностью, выражает взвол­нованность, эмоциональную приподнятость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: