Объём сочинения – не менее 150 слов. Оптимально – 250 слов

Сочинение – это текст. Взаимодействие названия и текста.

От анализа темы, авторского замысла – к тексту.

Средства выражения отношения, оценки.

1. Признаки текста:

- тема;

- идея;

- название (отражение темы или идеи);

- композиция (В-Д-З);

- взаимосвязанность частей.

2. Задачи пишущего сочинение на ЕГЭ:

- проанализировать предложенный текст, выявив его тему (о чём текст?), идею (главная мысль текста) и проблему (актуальный вопрос, требующий решения, повышенного внимания);

- создать на основе его свой текст, выразив собственное мнение по проблеме, согласившись или нет с позицией автора;

- продемонстрировать культуру письменной речи на всех уровнях (орфографическом, пунктуационном, грамматическом, речевом и фактическом).

3. Композиция сочинения по типу ЕГЭ:

1. Вступление (1-2 предложения):

- об авторе (универсальное, т.к. информация всегда есть после текста; важно выбирать из неё только ту, что имеет отношение к проблеме текста (например: В.П. Астафьев, как фронтовик, во многих своих произведениях пишет о событиях 1941-1945 годов. Вот и в данном тексте он поднимает проблему мужества человека на войне…));

- по теме текста (например: Сострадание – это то, без чего немыслимо цивилизованное общество. Вот и в данном тексте автор Д. Гранин поднимает проблему утраты милосердия…);

- с собственного мнения (например: Я считаю, что интеллигентный человек – это не тот, у кого три высших образования, а тот, кто никогда не позволит себе бестактность в отношении окружающих. Вот и автор текста Д.С. Лихачёв  поднимает проблему истинной интеллигентности);

- с круга проблем (например: За что дают ордена и медали труженикам производства?  Стоит ли их давать? Вот лишь часть вопросов, на которые ищет ответ автор текста Ю.В. Бондарев,  поднимая проблему государственных наград);

- с диалога с читателем (например: Попробуем разобраться в том, как устроен социум. В этом нам поможет текст А.П. Чехова,  в котором он поднимает проблему положения человека в обществе);

- с лирики (например: Как удивительна природа на заре! А трава! А птицы! Нет того, кто не восхищался бы этой красотой. Вот и автор текста В. Солоухин  поднимает проблему взаимоотношения человека и окружающего его мира);

- с цитаты (самое эффектное, т.к. показывает высокий уровень культуры пишущего; (например: Р. Киплинг написал удивительную сказку «Маугли». Лишь одна фраза главного героя «Мы с тобой одной крови» диких зверей превращала в друзей и помощников. Она невольно вспомнилась мне, когда я читал(а) текст Л.А. Чарской, посвящённый проблеме единства народов и культур)).

Каким бы ни было вступление, оно обязательно должно заканчиваться предложением-связкой об авторе и проблеме текста (смотри примеры!!!)

Проблема формулируется только в форме существительного в р.п. без предлога (проблема ЧЕГО?: поиска смысла жизни, экологии, нравственного выбора и т.д.)

2. Интерпретация текста (комментарий к сформулированной проблеме)

(5 предложений):

1 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);

2 предложение –  ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в первом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);

3 предложение–связка: соединить два примера-иллюстрации по смыслу ( например: автор идёт дальше и делает вывод; но публицисту этого мало, и он подводит читателя ещё к одной мысли; подтверждением этой мысли становится история, рассказанная писателем…);

4 предложение – пример-иллюстрация из текста, подтверждающий выделенную проблему (можно писать номера предложений, можно цитировать дословно, можно частично… - главное, подтвердить, что проблема определена правильно);

5 предложение –  ваше мнение-пояснение к мысли, выдвинутой в четвёртом предложении (используем вводные конструкции: «по-моему», «по моему мнению», «я считаю», «мне кажется», «думается», «без сомнения», «несомненно»…);

       За эту часть сочинения получаем 5 баллов: по 1 баллу за каждое предложение!   ЭТО САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ!

3. Позиция автора текста (1-2 предложения):

Может быть открыто заявленной (например: автор (рассказчик) заявляет свою позицию открыто. Он убеждён, что…) Если текст публицистический!

или нет  (например: хотяавтор (рассказчик) не заявляет свою позицию прямо, читатель догадывается, что писатель убеждён в …) Если текст художественный!

Предложение-связка (оно, по вашему желанию, может быть или в позиции автора, или в новой части – обоснование своего мнения): ваше отношение к позиции автора по проблеме текста (например: мне импонирует точка зрения публициста. Я тоже считаю, что …; мне нравится убеждённость писателя и мне тоже кажется, что…)

4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста- выражение собственного мнения и обоснование своей точки зрения (1-2 предложения): нельзя заявить свою позицию лишь формально (согласен с автором, не согласен с автором), необходимо поразмышлять в соответствии с проблемой.

5. Заключение (1-2 предложения):

- собственно вывод (например: таким образом, подытожим: автор прав, заставив читателя обратить внимание на очень важный вопрос );

- вывод-следствие (например: в заключениЕ хочется сказать: если мы не задумаемся об экологических вопросах сегодня, завтра может быть уже поздно );

- цитатный вывод (например: подводя итог, я вспоминаю мудрую русскую пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» ).

Каким бы ни было заключение, оно обязательно должно перекликаться со вступлением (кольцевая композиция!). Для проверки перечитываете вступление и продолжаете его ключевую мысль.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Оптимально – 250 слов.

6. Анализ текста (тема, идея, проблема).

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться. Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди – открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая. Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими. Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их. Посреди широкого голого поля, по которому двигались вперед белые, стояло мертвое обгорелое дерево. Оно было обуглено молнией или пламенем костра или расщеплено и опалено предшествующими сражениями. Каждый наступавший добровольческий стрелок бросал на него взгляды, борясь с искушением зайти за его ствол для более безопасного и выверенного прицела, но пренебрегал соблазном и шел дальше. У партизан было ограниченное число патронов. Их следовало беречь. Имелся приказ, поддержанный круговым уговором, стрелять с коротких дистанций, из винтовок, равных числу видимых мишеней. Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей. Он от души желал им удачи. Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий. Шевельнулась у него мысль выбежать к ним на поляну и сдаться и таким образом обрести избавление. Но шаг был рискованный, сопряженный с опасностью. Пока он добежал бы до середины поляны, подняв вверх руки, его могли бы уложить с обеих сторон, поражением в грудь и спину, свои – в наказание за совершенную измену, чужие – не разобрав его намерений. Он ведь не раз бывал в подобных положениях, продумал все возможности и давно признал эти планы спасения непригодными. И мирясь с двойственностью чувств, доктор продолжал лежать на животе, лицом к поляне и без оружия следил из травы за ходом боя. Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. Было против правил оставаться к этому в безучастии. Надо было делать то же, что делали другие. Шел бой. В него и товарищей стреляли. Надо было отстреливаться. И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер и вытянулся, застыв в неподвижности, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, снял с него сумку, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать ее выстрел за выстрелом. Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречившим его намерениям. И выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы. Целясь и по мере все уточняющейся наводки незаметно и не до конца усиливая нажим собачки, как бы без расчета когда-нибудь выстрелить, пока спуск курка и выстрел не следовали сами собой как бы сверх ожидания, доктор стал с привычной меткостью разбрасывать вокруг помертвелого дерева сбитые с него нижние отсохшие сучья. Но о ужас! Как ни остерегался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий вдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни. Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить. Партизан было мало. Их главные силы частью находились на марше, частью отошли в сторону, завязав дело с более крупными силами противника. Отряд не преследовал отступавших, чтобы не выдать своей малочисленности. Фельдшер Ангеляр привел на опушку двух санитаров с носилками. Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошел к лежавшему без движения телефонисту. Он смутно надеялся, что тот, может быть, еще дышит и его можно будет вернуть к жизни. Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно, Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало. На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли. Бумажка содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковно-славянского текста были переписаны в грамотке по-русски. В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни (днем)» – превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», – говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним семь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его». Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия, и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы. От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор. Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого. Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его. Но что было делать с лежавшим без памяти? Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле. При текучем составе лесного ополчения, в которое то вступали новые охотники, то уходили и перебегали к неприятелю старые участники, Ранцевича, при строгом сохранении тайны, можно было выдать за нового, недавно примкнувшего союзника. Юрий Андреевич снял с убитого телефониста верхнюю одежду и с помощью Ангеляра, которого доктор посвятил в свои замыслы, переодел не приходившего в сознание юношу. Он и фельдшер выходили мальчика. Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными.

(по Б. Пастернаку)

Борис Леонидович Пастернак - русский поэт, писатель и переводчик. Считается одним из крупнейших русских поэтов XX века. Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго».

 

7. Домашнее задание: у кого ошибки,   НЕ ВЫСЫЛАЙТЕ мне их СНОВА! НАДО ПЕРЕПИСАТЬ  вступление,  интерпретацию, позицию автора или обоснование своего мнения, а у кого ВСЁ получилось, переходим к заключительной частивыводу. Она состоит из 1-3 предложений (не забудьте ПРЕДЛОЖЕНИЕ-СВЯЗКУ!). Отсылаете мне вместе со вступлением, интерпретацией, позицией автора и обоснованием своего согласия или несогласия с ней. Ещё раз проверьте!!! Примеры-иллюстрации, выбранные из текста, должны соответствовать заявленной вами проблеме: если вы выбрали «жестокость» гражданской войны, значит, и примеры ищите именно о «жестокости»; если о «врачебном долге», значит, и примеры должны быть о «врачебном долге» и т. д. Заключение должно перекликаться со вступлением! Если есть вопросы, пишите и звоните (можно в Скайпе – Ирина Черданцева), чтобы объяснить непонятное.

 

Пояснение: пишем ВСЕ продолжение СВОЕГО вступления, интерпретации, позиции автора и обоснования своего согласия-несогласия с автором

(всего 15 предложений вместе со вступлением, комментариями, позицией автора и обоснованием вашей точки зрения (150–250 слов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: