Билет №25. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре

· Суть антропного принципа связана с представлением об особом, привилегированном положении человека во Вселенной. Выдвигается тезис о том, что, если бы человека не было, Вселенная была бы другой. Данная Вселенная определена присутствием в ней нас как наблюдателей

· Антропный принцип вступает в противоречие с космологическим принципом Коперника (тезис о том, что место существования человечества не является привилегированным, как-либо выделенным среди других.

· Фундаментальные константы, взятые в совокупности, имеют очень узкий интервал допустимых значений, при которых Вселенная в том виде, в котором она перед нами предстает и обеспечивает условия для зарождения жизни, могла возникнуть и стабильно развиваться.

· Первым эту мысль озвучил американский астрофизик Роберт Дик (1916–1997), а окончательно сформулировал в 1973 году Брэндон Картер (р. 1942). Согласно Картеру, мы имеем две версии антропного принципа — слабую и сильную.

· Антропный принцип в слабой формулировке не подразумевает каких бы то ни было первопричин, по которым Вселенная сформировалась именно так, как она это сделала, и по которым фундаментальные природные константы таковы, как они есть.

· Допускается (теоретически) существование буквально бесчисленного множества других вселенных с другими наборами фундаментальных констант.

· Само возникновение форм разумной жизни возможно лишь во вселенных, подобных нашей, — то есть, достаточно устойчивых, чтобы в них успели развиться разумные формы жизни.

· Сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь.

· Утверждается, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно, но и фактически неизбежно.

· В обосновании сильного принципа лежит убеждение в наличии некоего универсального (и до сих пор не открытого) закона, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности.

· Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.

· Вариантом сильного антропного принципа является так называемый «антропный принцип участия» (АПУ).

· Антропный принцип участия Уилера означает, что Вселенные без разумного наблюдателя не обретают статус реальности. Причина этого в том, что только наблюдатель способен осуществить воздействие на квантовое состояние, которое переводить совокупность возможных состояний в одно, реальное.

 

Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космологических концепций в истории науки и культуры (Птолемей, Н. Коперник).

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в. н. э. Он пытался объяснить видимые движения планет по небосводу. Птолемей же считал, что Земля в центре и не может двигаться. Ее окружают восемь вращающихся сфер, каждая из которых больше предыдущей. Что именно лежит за границей последней сферы, никогда не уточнялось. Самую дальнюю сферу считали границей – вместилищем Вселенной. Полагалось, что звезды занимают на сфере фиксированные места. Так что при вращении этой сферы они движутся по небу все вместе, сохраняя взаиморасположение. На внутренних сферах размещаются планеты. В отличие от звезд они не закреплены жестко, а движутся относительно своих сфер по небольшим окружностям, называемым эпициклами. Это вращение вкупе с вращением планетных сфер и делает, по Птолемею, движение планет относительно Земли таким сложным.

Птолемей вынужден был допустить, что в какие-то моменты Луна подходит к Земле вдвое ближе, чем в другое время. А это значит, что Луна должна казаться вдвое больше. Птолемей знал недостаток своей картины, и все же его система получила всеобщее признание, чему способствовало ее соответствие религиозному мировоззрению. По христианскому мировоззрению человек – цель, ради которой созданы и Земля, и небо.
Система Птолемея была поставлена под сомнение польским математиком и астрономом Николаем Коперником (1473–1543). Он в течение 30 лет разрабатывал систему, получившую название гелиоцентрической картины мира В соответствии с гелиоцентрической моделью Земля – рядовая планета, в числе прочих обращающаяся вокруг центрального светила – Солнца.
В истории культуры то, что сделал Коперник, называют коперниканским переворотом, коперниканской революцией.

Из утверждения, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а Земля перемещается в космическом пространстве, возникает новое мироощущение человека. Человек и человечество оказываются не в центре Вселенной, а в ее уголке, на равных среди других небесных тел, песчинкой в масштабах бесконечной Вселенной.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: