Понимание природы в Средневековье и познавательные практики, связанные с ее изучением

 В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса. В христианском вероучении внутренне связаны между собой догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа "сама для себя недостаточна" и что человек призван быть ее господином, "повелевать стихиями". В силу всего этого в средние века меняется отношение к природе.

Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души.

Во-вторых, если даже и возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность и отсылающих к ней; а это - реальность религиозно-нравственная.

Другой можно считать опытно-экспериментальное исследование природы, которое сосредоточилось в мастерских живописцев, скульпторов, архитекторов, в лабораториях магов и алхимиков. Формировались области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки, хотя они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Оккультные науки, в XV веке переживавшие свой расцвет – алхимия, астрология, герметизм, каббала –стали мощной струей, размывающей самое основание средневекового миропонимания.

Билет №30. Синтез науки и искусства в эпоху Возрождения.

Само название следующей исторической эпохи, переходной от Средневековья к Новому времени (ХIV–ХVII вв.), – Возрождение – указывает на возвращение к античным образцам духовной культуры. Мировоззренческая революция Ренессанса, исповедуя идеал гуманизма, выдвинула на первый план отношение человека к природе, Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров. Все связано со всем и все взаимопроникает во все, следовательно. Вера в божественный произвол, которому мир обязан своим существованием подвергаются сомнению. Не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, включая и те из них, которые содержат новации. Новаторское отношение к миру выдвигает вперед познавательную составляющую сознания. Необычный феномен – сплав познания, ремесла и художественного творчества начинает быстро гаснуть. Целостность распадается на изолированные культурные атомы деятельности – науку и искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: