К специфическим чертам научного мышления Нового времени (с Х V II в. по нача ло
Х Х в.) относятся нацеленность на объективность, опора на опыт, широкое
использование математического языка, отказ от аксиологической (ценностной)
ориентации в познании физического мира. По Г. Галилею человеческий разум равен божеству, но не по широте, а по глубине проникновения в предмет. В это время впервые разрушается уверенность человека, свойственная Средним векам и Возрождению, что он – «чудо природы», «любимое дитя Бога». В середине ХVII в.
человек осознает, что он всего лишь человек, противостоящий огромному миру, бытие распадается на два уровня – «бытие в себе» (Бог и природа) и «бытие для нас». Причем
были распространены представления о том, что Бог, наделив мир неизменным
законами, больше не вмешивается в существование мира (учение деизма).
Складывается такой тип сознания, в котором на передний план выходят потребности в накоплении не столько релятивизированных ценностей, сколько объективного знания
|
|
о мире. Именно в это время меняются представления о целях, задачах, методах естествознания. Наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния и обеспечения господства человека над природой. Ф. Бэкон выдвинул
знаменитый афоризм «Знание – сила». Р. Декарт указывал, что «…познание делает нас
хозяевами и обладателями природы».
Формируется убеждение, что предметом естественно-научного познания являются
природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям. До
начала ХIХ в. предполагалось, что все явления природы и общественной жизни
объективно закономерны и причинно обусловлены (идея детерминизма, четко
выраженная П. Лапласом (1749–1827)). Было выработано понятие объективных законов природы как существенной связи явлений, знание которых позволяет целенаправленно
преобразовывать природу. Получают распространение идеи абсолютности пространства и времени, высказанные И. Ньютоном (1643–1727), абсолютность понимается как
независимость их друг от друга и от движения материальных тел.
На этом этапе преобладали эмпирические знания. Следует оговориться, что отличие теоретического знания от
эмпирического нельзя абсолютизировать, отличие относительно, так как любой
эксперимент всегда осуществляется по каким-то теоретическим соображениям,
ставится по плану. Преобладание эмпирических знаний было закономерным, так как
накопление фактов всегда предшествует объяснению и обобщению, а, кроме того,
познание для нас есть процесс в том числе понимания структуры объектов.
В предметном окружающем мире стали выделять частности, исследование природных
|
|
объектов происходило как вширь, стремясь к все более полному охвату разнообразных
природных объектов, так и вглубь, к все более глубокому проникновению в детали. Эти
процессы привели к неудержимой дифференциации (разделению, расчленению,
дроблению) соответствующих наук.
При этом события, происходящие в разных сферах бытия, рассматриваются как
вызванные действием внешней причины. Бытие элементов природной машины
задается набором пространственных и временных координат. Природа, рассмотренная
сквозь призму технического эксперимента, сама становится неким потенциальным
инструментом – машиной. Лидером естествознания была механика, задававшая общую
парадигму развития науки. Этот стиль мышления рассматривает мир как совокупность
в принципе неизменных тел, взаимодействующих по неизменным законам. «Механика»
и «механицизм» происходят от греческого mechanike – искусство построения машин,
«средство, уловка». Ученый Нового времени как бы пытается с помощью того, что
Гегель называл «хитростью разума», уловить природу в сеть формул и экспериментов.
Определяя задачи технического, экспериментального исследования, Ф. Бэкон
использовал понятие investigation – расследование, следствие, пытка, изучение.
Лидерство механики среди наук меняет способ отношения слова и вещи. Внешность вещи теперь предстает как истинная реальность, в отношении которой слово выступает лишь средством, и притом не самым лучшим для ее представления, поэтому умение
рисовать до недавнего времени было одним из важнейших навыков натуралиста.
Рисунок превращается из украшения в конструкт текста. При этом меняется и структура
рисунка. В ортодоксальной средневековой иконописи структура рисунка, расположение
частей изображаемого предмета определялось существующим по ту сторону внешнего
пространства смысловым центром. Части и весь рисунок должны были истолковать
смысл священного слова, лежащего в основе композиции. В Новом времени
ситуация меняется, структура и расположение частей предмета определяется не
смысловым центром, а взаимным расположением – суверенной необходимостью
естественных законов. Геометрия оказывается способом организации пространства, в
котором существуют природные объекты для науки, и одновременно формой его
объективного описания.
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц мечтали о сведении языка науки к языку геометрии
и алгебры. В этой связи специально остановимся на отношениях математики и физики.
Математика – наука, имеющая дело с идеальным конструируемым объектом. Хотя
математические конструкции с IV в. до н. э. применялись в астрономии, они были
лишены статуса физической теории, рассматривались как математические фикции,
цель которых – объяснить видимые траектории небесных тел. Физика как наука имеет
предметом реально существующую природу, где действуют силы, происходят движения
и изменения, причины которых надо установить. Воззрение на различение предметов
физики и математики существовало вплоть до математического обоснования физики не
в качестве условно-гипотетического, а аподиктического Г. Галилеем. Объяснение у Г. Галилея означает преобразование проблемы из физической в математическую,
последняя и решается средствами математики. Этот перевод физических проблем на
язык математики позволяет придать выводам краткость и точность, универсальное значение. Наряду с бурным накоплением фактического материала происходит выработка новых
принципов познания.
С ХVII в. происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве
особого социального института. Это выражается в увеличении числа научных
|
|
учреждений и обществ, в открытии естественно-научных музеев, ботанических садов, в
издании трудов академий наук, в расширении сети крупных государственных библиотек.
Наука стала основой европейской цивилизации и сейчас стремится стать основой мировой цивилизации, в том числе потому, что ограничила свой предмет конкретными
экспериментально решаемыми вопросами. Наука в новоевропейской традиции
отказалась не только от вопросов религиозного плана, но и от вопросов
метафизического толка. Знаменитое ньютоновское высказывание «Физика, бойся
метафизики» явно выражает желание науки остаться в своих собственных границах.
Таким образом, классическая наука отличается: признанием возможности получить
абсолютно достоверные истины и абсолютно достоверное знание; трактовкой любой
теории как исчерпывающим образом описывающей свойства реальности на базе строго
однозначных законов; использованием математических методов моделирования
реальности и эксперимента как основных способов научного познания; описанием
свойств объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых
обнаруживаются эти свойства