double arrow

Работа со стихотворением С.Есениа

1

Тема: «Употребление имён прилагательных».

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, потому, что мы сегодня на уроке русского языка окунемся в мир поэзии.

1. Обратим внимание на такие строки:

Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

И. Северянин.

 

- Кому посвятил эти строки Игорь Северянин?

- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина).

- Какие слова помогли вам узнать поэта? К какой части речи они относятся?

- Для чего нужны нам имена прилагательные?

- Да, в данном отрывке для портретной характеристики.

- Имя прилагательное делает нашу речь особенно зримой, выразительной и красочной. И именно прилагательные используются при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Без прилагательных нельзя описать красоту природы.

Ø Почему же сегодня мы решили обратиться к произведениям С. Есенина?

Его яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.

С юных лет поэт пишет о стране березового ситца, шумных зеленых дубравах, необъятной небесной сини, о серебряной луне. Есенинская Родина – это чаще всего «голубая» Русь, страна бескрайних полей, девически нежных берез и черемух, красногривого жеребенка и розового коня…»




Обратите внимание, сколько прилагательных я назвала? Да, удивительно красочные, мелодичные, чувственные стихи поэта не могут обходиться без имен прилагательных.

· Имена прилагательные чаще всего используются в художественных произведениях, особенно в стихотворениях, так как это самая эмоциональная часть речи.

2. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных.

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

- Материал для проверки:

Веселой - им. прил., рукой (какой?) веселой, н.ф. веселый, качеств., полн., в ж.р., в ед.ч., в т.п., опред.

У осеннего - им. прил., у месяца (какого?) осеннего, н.ф. осенний, относит., в м.р., в ед.ч., в р.п., опред.

3. Теоретические сведения о прилагательных:

- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначаетпризнак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

- Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени .

- Качественные прилагательные имеют степени сравнения, сочетаются с наречием очень, имеют синонимы и антонимы, большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы.

- Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, которыйне может быть в предмете в большей или меньшей степени.

- Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют синонимов и антонимов, не имеют краткой формы.



- Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу (отцов дом) или животному (медвежья берлога) и отвечают на вопрос чей?

-Суффиксы прилагательных  ЕНН И ОНН пишутся с НН.

- В прилагательных с суффиксами АН, ЯН, ИН пишется одна буква Н;

- Слова – исключения из этого правила - оловянный, деревянный, стеклянный.

А теперь о суффиксах К и СК.

- В качественных прилагательных пишется суффикс К.

- В относительных прилагательных пишется суффикс К, если они образованы от существительных с основой на К, Ц. Ч.

- От качественных прилагательных можно образовать степени сравнения

Простую и составную сравнительную степень, простую и составную превосходную степени сравнения.

Работа со стихотворением С.Есениа

 

Картина В.Поленова «Золотая осень»

Сравните картину со стихотворением Есенина.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение поэта?

- Восторг, восхищение красотой природы, ощущение счастья, блаженство.

- Каково настроение произведения?

- В этом стихотворении печаль и радость где-то рядом.



- Что помогло это почувствовать?

- Поэт грустит о забытой, нищей России, но и не скрывает своей любви к ней.

- Какова тема данного стихотворения?

-Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю.















1




Сейчас читают про: