- Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.
- Какие картины вы увидели?
- Какие слова помогают нам нарисовать картину природы? Перечислите имена прилагательные.
- О каком времени года идет речь?
- Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух художников – неизвестного художника и Василия Поленова «Золотая осень».
- Какую из картин вы бы выбрали как иллюстрацию к стихотворению? Объясните свой ответ.
Меткие, «озаряющие» слова.
- Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?
- Определения тоже бывают разные.
По меткому выражению известного критика 19 века Василия Петровича Боткина прилагательные в художественной литературе получают дополнительное назначение – «озарять предметы». Такие прилагательные имеют свое название. Как же их называют?
Да, речь идет об эпитетах.: Эпитет – художественное. образное определение.
- Найдите в тексте эпитеты.
ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной, темные ели.
Еще какие средства выразительности языка использует поэт?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты.
МЕТАФОРЫ: плат небес, хвойной позолотой взвенивает лес, меж лесных кудрей.
- Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?
- Что автор подчеркивает этим?
Есенин подчеркивает свою близость к простому народу.
- Почему небо как бы в платке?
- К какому средству выразительности вы бы отнесли слова взвенивает, тенькает? (авторский неологизм).
- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).
- Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?
- Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый человек, внимательно вглядывающийся в окружающий его мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к её звукам, замечающий её запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдёт выражение в образных словах.
Лингвистический эксперимент.
I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).
Слова для справок: золотой, сонный, стеклянный, лёгкий, осенний.
1. Закружилась листва …
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек … стая
С замираньем летит на звезду.
2. И стоит берёза в … тишине,
И горят снежинки
В … огне.
3. Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос … дым
И глаз … усталость.
6. Сравнение с есенинским вариантом (открывается на доске):
1. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
2. И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
3. Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дополнительные задания.
- Выпишите прилагательные в два столбика – качественные и относительные.
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Синий
Хвойной
Темным
Лесных
Родной
Суховатой
Ветряной
7. - Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
- Определить, в какой форме употреблены прилагательные.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Домашнее задание
1 Прочитайте материал параграфа 18
2.Выполните тест и разберите предложение.
Сдать до 13.05.
|
Сделайте синтаксический разбор предложения:
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ)
(письменно)
Сдать до 13.05.