Найдите ключевые слова данного произведения

- Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!.

- Какие картины вы увидели?

- Какие слова помогают нам нарисовать картину природы? Перечислите имена прилагательные.

- О каком времени года идет речь?

- Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух художников – неизвестного художника и Василия Поленова «Золотая осень».

- Какую из картин вы бы выбрали как иллюстрацию к стихотворению? Объясните свой ответ.

Меткие, «озаряющие» слова.

- Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?

- Определения тоже бывают разные.

По меткому выражению известного критика 19 века Василия Петровича Боткина прилагательные в художественной литературе получают дополнительное назначение – «озарять предметы». Такие прилагательные имеют свое название. Как же их называют?

Да, речь идет об эпитетах.: Эпитет – художественное. образное определение.

- Найдите в тексте эпитеты.

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной, темные ели.

Еще какие средства выразительности языка использует поэт?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты.

МЕТАФОРЫ: плат небес, хвойной позолотой взвенивает лес, меж лесных кудрей.

- Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?

- Что автор подчеркивает этим?

Есенин подчеркивает свою близость к простому народу.

- Почему небо как бы в платке?

- К какому средству выразительности вы бы отнесли слова взвенивает, тенькает? (авторский неологизм).

- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).

- Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

- Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый человек, внимательно вглядывающийся в окружающий его мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к её звукам, замечающий её запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдёт выражение в образных словах.

Лингвистический эксперимент.

I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).

Слова для справок: золотой, сонный, стеклянный, лёгкий, осенний.

1. Закружилась листва …

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек … стая

С замираньем летит на звезду.

 

2. И стоит берёза в … тишине,
И горят снежинки
В … огне.

3. Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос … дым

И глаз … усталость.

 

6. Сравнение с есенинским вариантом (открывается на доске):

1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

2. И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

 

3. Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

 





Дополнительные задания.

- Выпишите прилагательные в два столбика – качественные и относительные.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Синий

Хвойной

Темным

Лесных

Родной

Суховатой

Ветряной

7. - Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

- Определить, в какой форме употреблены прилагательные.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Домашнее задание

1 Прочитайте материал параграфа 18

2.Выполните тест и разберите предложение.

Сдать до 13.05.

 

 

 
  1. Тестовые задания
1. Отметьте существительные женского рода: 1) тюль 2) иваси 3) цунами 4) бра 5) Марокко 6) плащ-палатка 7) сирота 8) шампунь 9) кресло-кровать 10) ООН 11) путассу 12) ФСБ. 2. Отметьте существительные мужского рода: 1) Чикаго 2) молодец 3) шимпанзе 4) сулугуни 5) виски 6) мозоль 7) СНГ 8) кофе 9) платье-халат 10) эсперанто 11) КГБ 12) кутюрье. 3. Отметьте существительные среднего рода: 1) Килиманджаро 2) пенальти 3) жюри 4) евро 5) боа 6) салями 7) эмбарго 8) барокко 9) МИД 10) бренди 11) Эри 12) ПТУ. 4. Отметьте существительные общего рода: 1) секретарь 2) крупье 3) протеже 4) маэстро 5) коллега 6) визави 7) фламинго 8) атташе 9) умница 10) соня. 5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду: 1) туфли 2) рельсы 3) тапки 4) лебеди 5) бакенбарды 6) банкноты 7) плацкарты 8) бандероли  9) рояли 10) шампуни. 6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и): 1) порт 2) катер 3) профессор 4) крем 5) договор 6) лектор 7) вексель 8) слог 9) тренер 10) сторож. 7. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют  окончания –а (-я): 1) паспорт 2) инженер 3) госпиталь 4) ордер 5) бухгалтер 6) шофер 7) директор 8) офицер 9) кучер 10) слесарь. 8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых  образована неправильно: 1) докторы 2) якори 3) инспектора 4) выговоры 5) редактора 6) военные лагери 7) прожектора  8) диспетчер 9) географические пояса 10) конструкторы.
 

 

Сделайте синтаксический разбор предложения:

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ)

(письменно)

Сдать до 13.05.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: