Развитие педагогики как науки

Тема 1. Роль педагогики в профессиональной деятельности врача

Становление обучающихся медицинского вуза в профессиональном и личностном смысле, овладение ими в процессе обучения основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.

В наиболее общем виде педагогика это наука, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика [35].

Предмет педагогики можно обозначитькак исследование процесса целенаправленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее воспитания, образования, обучения.

К функциям педагогической науки можно отнести следующие:

- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Задачи педагогики заключаются:

- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Педагогика в своем развитии прошла ряд этапов:

Развитие педагогики как науки

Народная педагогика Традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п.
Педагогические идеи в русле философских и религиозно-философских произведений Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сене­ка, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.
Педагогические взгляды и теории в рамках философско-педагогиче-ских учений Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др.
Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Круп­ская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.

 

В высшем медицинском образовании педагогика представляет собой необходимый компонент данного образования; педагогика – это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить обучающихся; педагогика также является комплексом разнообразных методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.

Необходимо отметить, что в нашей стране педагогика в базовое образование будущих врачей впервые была введена с середины 90-х гг. двадцатого столетия на основании ГОСа (Государственного образовательного стандарта). Именно с этого момента преподавание педагогики в медицинских вузах осуществляется в составе дисциплины «Педагогика и психология» [23].

Большой вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования внесли такие ученые и практики, как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, И.П. Павлов, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, А.В. Вишневский, П.Б. Ганнушкин, И.В. Давыдовский, А.Н. Бакулев, А.А. Вишневский и др.

Для того чтобы понять специфику определенной науки, необходимо уяснить содержание базовых категорий, которыми она оперирует.

Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Они пронизывают все научное знание, связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики как науки являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс, образовательная система, педагогическая диагностика, педагогический контроль и др.Рассмотрим некоторые из них.

Развитие индивида - это процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначении, становление его личности.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс управления социализации индивида, формированием его личности.

Воспитание в узком смысле представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.

Образование - это целенаправленно организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, навыков, умений.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося. Обучение как процесс включает в себя две стороны: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, навыков, умений, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Образовательная система - комплекс институтов образования.

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников.

Отрасли педагогики

Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, образования и обучения. Она формулирует некоторые универсальные принципы, основные категории, которыми руководствуются и пользуются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления образовательными системами.

История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий.

Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную. дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

Специальная педагогика (дефектология), разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи - логопедия.

Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.

Медицинская педагогика как разновидность профессиональной представляет собой педагогическую составляющую в медицинском образовании, изучающую объективные процессы воспитания, обучения связанные с медицинской практикой, которая позволяет передавать искусство врачевания и общения с пациентами от старшего поколения младшему, изучающую также специфические особенности и условия организации педагогического процесса в медицине. Педагогика в медицинском вузе создает условия для освоения всем обучающимся в нем основ профессиональной компетентности, духовного и профессионального развития. Также в поле внимания и изучения медицинской педагогики находятся воздействия ятрогенной среды на воспитание и формирование личности всех участников медицинской сферы и формирование у них новых, полезных навыков. В задачи медицинской педагогики входит разработка эффективной системы мероприятий по оптимизации поведения врачей, медицинского персонала, пациентов, их родственников с учетом психологических инноваций в конкретной медицинской, социальной и экономической среде [24].

Педагогика рассматривает ряд ключевых вопросов, которые отражаются в соответствующих педагогических аспектах:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: