Основные вопросы педагогики

Вопрос Аспект в педагогике
Для чегонеобходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи решают? Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе
Кто и радикого осуществляет воспитание и обучение? Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство)
Чему учитьи какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде выступает культурав самом широком понимании)
Как учить? Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке
Где учить и воспитыватьи какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образова-тельные модели? Система, виды и формы образования
Кому и как управлятьсистемой образования? Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач

При исследовании предмета педагогики применяются различные методы. Методы исследования в педагогике рассматриваются как приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и действительности. Иначе говоря, под ними понимаются способы решения научно-исследовательских задач или способы познания объективной реальности.

Методы педагогического исследования

Теоретические методы Эмпирические методы
Сравнительно-исторический анализ; методы моделирования; анализ литературы, архивных материалов, документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседы, анкетирование, тестирование, интервью), анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта и др.; Методы оценивания: самооценка, метод обобщения независимых характеристик, педагогический консилиум и др.; Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естест-венный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы; Методы контроля и измерения: шкалирование, тесты, срезы и т.д.; Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.

Наблюдение − наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Педагогический эксперимент − метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых или процесс с целью создания наилучших условий для изучения конкретных педагогических явлений.

Метод обобщенных независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех явлениях, которые получены от разных людей. Это могут быть эксперты.

Опрос-метод предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование, когда вопросы представлены в печатном варианте: опросные листы, анкеты) и устным, когда устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование − это метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия, выполняют задания исследователя (тесты успешности, тесты развития и др.).

Метод моделирования − это замещение реального объекта для изучения возможного протекания процесса и явления, решения задач и др. Обычно используется современная компьютерная техника.

Анализ документов и продуктов деятельности − это метод непосредственного изучения педагогического явления по практическим результатам испытуемых, предметам труда, в которых воплощены знания, умения, навыки, способности и пр.

Методы математической статистики используются для обработки результатов педагогического исследования.

Тема 2. Образовательный процесс в высшей

Медицинской школе

Образовательный процесс представляет собой профессионально организованное взаимодействие педагога с обучающимися, включающее все элементы учебно-воспитательной работы.

Цель образования заключается в содействии и помощи человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, в понимании самого себя.

Будучи стержневой педагогической категорией, цель определяет общую направленность вузовской подготовки будущих специалистов к продуктивной профессиональной и социальной деятельности, позволяет формировать образованную, воспитанную, культурную, профессионально-компетентную личность. Отвечая на вопрос «для чего?», цель является связующим звеном для принципов, содержания, методов, средств и форм организации профессиональной подготовки специалистов [9].

Во всякой педагогической системе цель должна ставиться диагностично. Это касается и системы вузовской подготовки. Именно из-за того, что цели были сформулированы недиагностично, иначе говоря, расплывчато, неконкретно, многие, в том числе и педагогические, системы оказывались несостоятельными [3]. Диагностично, то есть очень точно и определенно, поставленная цель дает возможность сделать заключение о степени ее реализации и построить достаточно определенный дидактический процесс, дающий гарантию ее достижения за определенное время.

Считается, что цель поставлена диагностично при условии соблюдения нескольких моментов:

- точно и определенно описано «формируемое» личностное качество, которое можно безошибочно и однозначно отдифференцировать от любых других качеств личности;

- наличие методики объективного однозначного выявления диагностируемого качества;

- возможность качественного измерения диагностируемого качества;

- существование шкалы оценки и качества, которая опирается на результаты измерения [27, с.40].

Цель высшего медицинского образования можно сформулировать как  формирование личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего.

Она отражает две главные составляющие врачебной деятельности: первая из них - ценностно-смысловая - связана с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок; вторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности. Перед высшим медицинским образованием стоит задача гармонизации этих составляющих, что и определяет уровень профессионального и личностного развития врача [23].

Цель выступает одной из ведущих детерминант содержания образования, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Содержание образования выступает одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры.

Содержание образования представляет собой конкретный ответ на вопрос «чему учить?» подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития обучающихся.

Содержание образования имеет исторический характер, так как определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Таким образом, в категории содержания образования отображается социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Социальный опыт человечества иногда называют общечеловеческой культурой [30].

При формировании содержания образования необходимо соблюдать следующие принципы (по В.В. Краевскому):

1. Соответствие требованиям развития общества, науки, культуры. Включение в содержание образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни.

2. Фундаментализация содержания образования. Соблюдение данного принципа означает обеспечение интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, интенсификации содержания образования, гуманизации процесса обучения.

3. Гуманитаризация содержания образования. Принцип направлен на мировоззренческую подготовку учащихся, формирование гуманитарной культуры личности.

 

Компоненты содержания образования

Опыт эмоционально-ценностных отношений Обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т.д. Эмоции всегда содержательны и являются отражением действительности Опыт творческой деятельности Виды деятельности: решение новых проблем и перенос уже имеющихся знаний умений в новую ситуацию, владение альтернативным мышлением, формирование новых способов деятельности. Сферы деятельности: умственная, нравственная, трудовая, эстетическая, экологическая и др. Опыт осуществления деятельности Умения -возможность успешного выполнения действия и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний. Навыки и привычки – многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия. (обобщенные познавательные, практические, организационные, оценочные и др.) Знания о природе, обществе, человеке Проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. - понятия и термины; - факты повседневной действительности и науки; - теории и законы; - научные и социальные идеи; - знания о способах деятельности, методах познания, истории науки; - оценочные знания, знания о нормах отношений.  

 

 

Содержание современного высшего медицинского образования характеризуется включением в него необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, то есть тех аспектов человеческого опыта, которые позволят будущему врачу осуществлять на высоком уровне свою профессиональную деятельность, слаженно взаимодействовать с партнерами по профессиональному общению, осуществлять педагогическую деятельность в условиях среды лечебного учреждения, использовать в профессиональной практике информационные технологии и многое другое.

Содержание медицинского образования также строится от фундаментальных знаний, законов и закономерностей, закладывающих основы клинического мышления, к специальным дисциплинам, при овладении которыми завершается формирование способности решать профессиональные клинические задачи на основе обобщенного владения знаниями, способами и приемами деятельности [22].

В качестве носителей содержания образования выступают: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература.

Содержание образования формируется на основе государственного стандарта. Стандарт - средство обеспечения минимально необходимого качества образования и его единства в образовательном пространстве Федерации, условие вариативности образования без разрушения его основ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральный государственный стандарт высшего образования служит примером сквозного, комплексного решения проблем содержания обучения и воспитания, которое определяет функционирование и развитие профессионального образования в России, обеспечивает стабильность требуемого уровня профессионального и общего образования.

Государственный образовательный стандарт в высшей школе служит основой для разработки образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений.

Учебный план - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучае­мых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Учебная программа - нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

К учебной литературе традиционно относят учебники, книги для дополнительного чтения, учебные и учебно-методические посо­бия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методи­ческие комплекты, рабочие тетради и др.

Еще один из трех основных вопросов, рассматриваемых в педагогической теории и практике, - «как учить?». Данный вопрос затрагивает аспект результативности и эффективности образовательного процесса. Именно с ним связано понятие технологии. В переводе с греческого технология означает «наука о мастерстве, искусстве» («techne» - мастерство, искусство; «logos» - наука, закон). С.И. Ожегов в словаре русского языка определил технологию как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [20, с. 692]. Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции в соответствии с целями производителя» [5, с.1200].

Термин «педагогическая технология» заимствован из зарубежной педагогики. И в буквальном переводе с английского «an educational technology» звучит как «образовательная технология». На сегодняшний момент по данным Г.К. Селевко теоретиками и практиками разработано более пятидесяти технологий обучения, отличающихся друг от друга принципами, спецификой средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентами на определенные компоненты методической системы обучения [33].

Изначально педагогические технологии направлены на то, чтобы трансформировать образовательный процесс в технологический процесс, представить его как определенную технологию по изготовлению продукции. Именно об этом говорил А.С Макаренко, называя педагогический процесс особым образом организованным производством.

Известно, что обучение и воспитание в совокупности образуют единый, целостный педагогический процесс. Составляющими педагогического искусства являются «знания о педагогическом процессе, педагогические умения, педагогическая техника при грамотно организованном общении, поддержанном профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией» [36].

«Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой» [36, с.3].

В педагогике высшей школы довольно распространено определение педагогической технологии как системы форм, методов и средств подготовки специалиста, а также теории проектирования и механизм практического использования этой системы для достижения гарантированного результата, при реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от особенностей изучаемого предмета. Под гарантированным результатом здесь понимается не только овладение обучающимися определенной системой знаний, навыков и умений, но и раскрытие их творческого потенциала и самоактуализации.

Особенно обращают на себя внимание специфические черты технологии обучения:

- разработка диагностично поставленных целей обучения;

- ориентация всех учебных про­цедур на гарантированные достижения учебных целей;

- оперативная обрат­ная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

- воспроизводимость обучающих процедур.

Технологии обучения

По объекту воздействия По предмет-ной среде По приме-няемым средствам По организации учебного материала По методич-ской задаче
-обучение школьников; -обучение студентов вуза; -повышение квалификации и переподготовка специалистов; -подготовка преподавателей вуза и др. -для гумани-тарных дисци-плин; -для естест-веннонаучных дисциплин; -для технических дисциплин и др. -видео технические; -информа-ционные; -проблемно-деятельно-стные; -рефлексив-ные и др. -индивиду-альные;  -коллектив-ные; - смешанные -технология одного пред-мета; -технология одного метода; -технология одного средства

 

По В.П. Беспалько, глубинный смысл педагогической технологии состоит в переходе к предварительному проектированию, в разработке структуры и содержания учебно-познавательной деятельности обучаемого, в диагностичном целеобразовании и объективном контроле качества усвоения обучаемыми учебного материала и развития личности в целом, в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса (Беспалько).

Таким образом, педагогическая технология должна отвечать на вопрос о том, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; какими должны быть знания, навыки и умения субъектов педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешное проведение такой деятельности [2]. Именно в том, чтобы гарантировать достижение четко поставленных целей обучения, основываясь на постоянную обратную связь, заключается суть любой педагогической технологии.

За последние десять-пятнадцать лет темпы научно-технического прогресса, новые информационные технологии привели к тому, что знания об окружающей реальности обрели несколько иной смысл. Стерлись границы тотальности, постулат об истине в последней инстанции не соответствует действительности, поскольку осмысление происходящего вокруг на микро- и макроуровне, образ жизни в целом привели к заметной трансформации мировосприятия, изменению на уровне человеческого сознания. Возникла необходимость не просто принимать и усваивать информацию в виде знаний и умений, но и иметь представления и осваивать способы добывания этих знаний и умений, находиться в процессе постоянного самообразования и самосовершенствования. Этого мнения придерживается Е.Д. Божович, говоря о необходимости владения обучающимися не только знаниями, но и метазнаниями (знаниями о знаниях) – приемах и средствах усвоения учебной информации, ее переработки, открытия для себя нового знания. Способствуя усвоению учебного материала, метазнания также позволяют овладеть приемами самоконтроля и самокоррекции [4]. Иначе говоря, актуальным становится умение учиться, самому совершенствовать собственные знания.

В условиях информатизации социально-культурного пространства, возможности объяснения явлений и процессов с разных позиций, а также разнообразие источников знаний и умений привели к необходимости пересмотра подходов к подготовке специалистов в вузе, в том числе и медицинском, а также традиционного места и роли педагога, его функций в педагогическом процессе. Действительно, информационная функция преподавателя все больше возводится в ранг второстепенной, с одновременным возрастанием значимости его воспитательной, организаторской и управленческой функции в обучении, когда педагог является связующим звеном между информационной средой и познавательными потребностями обучающихся.

На сегодняшний день в связи с модернизацией отечественной сферы образования, с переходом на многоступенчатую систему образования осуществляется внедрение новых государственных образовательных стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода. Реализация парадигмы компетентностного подхода требует существенных изменений в системе образования, ее обновление.

Реализация компетентностного подхода в высшем образовании требует новых путей в построении образовательного процесса, которые позволили ли бы получить в качестве результата сформированные у обучающихся требуемые компетенции. Однако, как показывают реалии сегодняшних дней, практика вузовской подготовки специалистов во многом все еще осуществляется в рамках традиционного образования, системообразующим компонентом содержания которого признан когнитивный.

Одной из центральных проблем педагогической теории и практики является поиск и выбор наиболее эффективных методов обучения.

Метод обучения - этоспособ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленный на решение дидактических задач. В данном определении главный смысл в словосочетании «способ деятельности», который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Эту систему действий называют приемами.

Таким образом, прием обучения - это составная часть, элемент метода; конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов обучения на практике достигается через средства обучения.

Под средствами обучения понимаются объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности, преднамеренно включенные в процесс обучения для достижения поставленных дидактических целей. Основные средства обучения: слово (живое, печатное), образ (наглядность, личность учителя), деятельность (труд, познание, общение, игра).

В структуруметодавсегда входят приемы и средства обучения.

Ю. К. Бабанский предложил целостный подход и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы:

- стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований;

- организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы;

- контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, методы самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: