Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По характеру познавательной деятельности обучающегося По степени управления учебной работой
Словесные Индуктивные Объяснительно-иллюстративный Под руководством преподавателя
Наглядные Дедуктивные Репродуктивный Самостоятельная работа обучаю-щихся
Практические   Проблемного изложения  
    Частично-поисковый (эвристический)  
    Исследовательский  

 

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль
Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты Письменные экзамены  
Устные экзамены Письменные работы  

 

В практике преподавания дисциплин в современных вузах, в том числе и медицинских, более привычными инструментами педагогов все еще выступают традиционные методы обучения, либо сочетание традиционных с другими методами обучения. И это несмотря на то, что в высшей школе наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внедрению различных инновационных технологий в учебный процесс. Вместе с тем, доля используемых преподавателями, так называемых, инновационных методов, а также эпизодичность их применения не позволяют говорить об изменении стереотипов в преподавании дисциплин, о качественно ином подходе к процессу обучения.

При применении традиционных методов обучения характер взаимодействия преподавателя и обучающихся чаще отличается авторитарностью, где преподаватель выступает субъектом, а обучающийся – объектом взаимодействия. Получаемые знания при этом (даже по спецпредметам) имеют для обучающихся скорее абстрактный характер, поскольку оторваны от практической (профессиональной) ситуации, где можно было бы их получить или применить. Это мало способствует развитию самостоятельности и собственной позиции обучающегося.

Однако данная группа методов, хотя и признана неэффективной и несостоятельной, все же сохраняет некоторые свои достоинства при умелом их использовании. Они особенно эффективны, если преподаватель правильно мотивирует обучающихся на качественное и достаточно глубокое изучение материала, ставит перед ними четкие цели и задачи.

На сегодняшний день активные и интерактивные методы обучения, которые рассматриваются как инновационные, альтернативные традиционным методам, занимают особую нишу в педагогической теории и практике. Эффективность инновационных методов, средств и форм обучения во многом определяют и улучшают результативность учебного процесса. Это связано с тем, что применение активных и интерактивных методов в процессе обучения предоставляет большие возможности на практике для эффективного развития познавательной сферы обучающихся, стимулирует активность и повышает степень их субъектности на занятиях, раскрывает их творческий потенциал, способствует формированию профессионального мышления.

Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: