Взаимодействие преподавателя и обучающихся при интерактивном методе

Отметим, что применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях в вузе сопровождается определенными сложностями. Эти сложности связаны с тем, что, с одной стороны, данная группа методов в большинстве своем предполагает творческую атмосферу во взаимодействии педагога с обучающимися. Творчество, как известно, - процесс не предсказуемый как по качеству полученного результата, так и по времени, затраченному на его получение. И, с другой стороны, регламент времени на занятиях в аудитории, которая сильно ограничивает творческий процесс. Важно и то, что в основе применения этих методов лежит их соответствие поставленным педагогическим целям, обусловленных требованиями современного общества к будущим специалистам, что должен брать во внимание педагог. К тому же, применяя активные и интерактивные методы, преподаватель должен учитывать уровень подготовки обучающихся, их индивидуальные возможности.

В процедуре некоторых методов предусматривается проведение дискуссии, обсуждение идей, а также результатов, что требует существенных временных затрат. К тому же существует риск отойти от намеченных целей обучения, дать обучающимся увлечься игрой и таким образом свести все приложенные при использовании данного метода усилия к нулю.

Подготовка к занятиям в активных и интерактивных формах зачастую требует от обучающегося более глубокое и детальное изучение материала и осуществляется заранее, иногда за несколько дней (викторины, деловые игры), что существенно отличает ее от подготовки к традиционным занятиям. Преподавателю необходимо мотивировать и направлять самостоятельную работу обучающихся так, чтобы учащийся осознавал значимость осуществляемой им деятельности в достижении положительного результата на интерактивных занятиях в аудитории. Наиболее четкое понимание обучающимися этой значимости достигается при командной, групповой работе на занятиях в аудитории, поскольку они находятся в условиях, приближенных к естественным, профессиональным. С помощью активных и интерактивных технологий, применяемых на занятиях, и целенаправленно организованной самостоятельной работы преподаватель формирует у обучающихся учебную компетентность, которая позволяет им овладеть метазнаниями, то есть знаниями о получении знаний.

Обучающийся, у которого высокий уровень учебной компетентности, способен самостоятельно решать задачи самообразования, может использовать свой образовательный опыт на пользу своей личности, осуществляемой деятельности, на благо общества. Поэтому применение активных и интерактивных методов обучения требует от преподавателя особой тщательности в подготовке к занятиям, а также определенных навыков и умений, мастерства.

Умелое использование активных и интерактивных технологий позволяет не только пробудить интерес к изучаемому материалу, повысить эффективность его усвоения, развивать самостоятельность мышления, но также развивать дивергентное мышление и креативность, позволяющие принимать и отстаивать эффективные, нестандартные решения в стандартных и сложных профессиональных ситуациях. Данная категория методов предоставляет прекрасную возможность для формирования у обучающихся коммуникативных умений, навыков работы в коллективе, сотрудничества, понимания учащимися командного духа, способствует выработке толерантного и уважительного отношения к коллегам, а также формированию профессиональной компетентности в целом. Таким образом, затрагивается не только сфера знаний будущего специалиста, но также его личностные способности и качества, профессиональная деятельность. Причем знания и навыки здесь не являются некоей абстракцией, они четко встраиваются в профессиональную картину мира будущего специалиста.

Перечисленные выше достоинства активных и интерактивных методов особенно актуальны в процессе обучения в высшей медицинской школе, поскольку обладают достаточным потенциалом для формирования практических навыков с использованием муляжей, фантомов, навыков решения проблемных ситуаций и принятия решений в процессе выполнения профессиональных действий в условиях среды медучреждения, развивать профессиональное клиническое мышление.

Наиболее часто в практике медицинских вузов используются следующие активные и интерактивные методы и формы обучения:

- лабораторные практикумы (изучение материальных и материализованных объектов; препаратов, муляжей, приборов, макетов, фантомов);

- решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (навыки пальпации, перкуссии, аускультации, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т.д.);

- учебные ролевые и деловые игры;

- учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС); рецензирование и реферирование литературы, выполнение курсовых и дипломных работ, составление учебной истории болезни [23].

Активные и интерактивные методы обучения в большинстве своем характеризуются проблемностью, которая соответствует специфике мышления будущего врача. Этот факт указывает в пользу применения данной группы методов при обучении различным дисциплинам на протяжении всего периода обучения в медицинском вузе.

Активные и интерактивные методы позволяют не только закрепить и окончательно усвоить материал, но в первую очередь направлены на изучение этого материала. Они дают возможность предъявлять и разъяснять обучающимся новый учебный материал в такой форме и на таком уровне, которые позволяют стать содержанию изучаемого частью профессиональной культуры обучающегося.

Традиционными формами организации аудиторной учебной работы в высшем учебном заведении являются лекции, семинарские и практические занятия.

Лекция представляет ведущую форму обучения в вузе, основной дидактической целью которой является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала.

Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе наук и связь с родственными дисциплинами, способствует возникновению интереса к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.

При разработке лекции необходима опора на план, который должен включать следующие части:

1. Вводная часть. Формулирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущим (небольшое вступление).

2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.

3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.

Для объективной оценки целесообразности чтения лекций по любой дисциплине необходимо четко представлять, что такое лекция, ее назначение и задачи, функции, а также определение доли лекционного материала во всем учебном курсе. Лекция – это не только логически стройное, систематически последовательное и конкретное изложение определенного научного вопроса, но и форма творческого общения с аудиторией, которая позволяет передать учебную информацию и создать предпосылки для развития у них творческого мышления. Здесь важен момент четкого осознания преподавателем собственной позиции в учебном процессе, носящем «субъект - субъектный» характер и ориентация на личность каждого обучающегося.

Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных (методологическая, поскольку вводит обучающегося в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность; организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе связаны с лекцией, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически).

Семинарское занятие – это форма обучения, которая предполагает активное включение обучающихся в процесс управляемой коммуникации с целью повышения качества усвоения приобретенных на лекциях или в процессе самостоятельной работы знаний и способов их использования в деятельности [21].

В ходе семинарских занятий решаются следующие задачи:

- углубление и расширение знаний, приобретенных на лекциях, консультациях, в ходе самостоятельной работы;

- формирование у обучаемых мыслительных способностей;

- формирование умений самоорганизации деятельности;

В соответствии с тем, какая из трех задач является ведущей, определятся тип и методика проведения семинара. Таким образом, выделяют семинары по углублению и расширению знаний, семинары, направленные на формирование мыслительных способностей и семинары по обучению умениям самоорганизации деятельности.

Практическое занятие -это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения обучающихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач. Основной целью практических занятий является формирование у обучающихся способностей приложения теории к практике, навыков и умений применять знания к решению практических и профессиональных задач и проблем.

Практическое занятие охватывает, как правило, наиболее важные, значимые разделы курса и состоит из введения, собственно практической части и заключения.

Критериями подготовленности обучающихся к практическим занятиям традиционно считают следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследования, выделение сущности явления в изучаемом материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Самостоятельная работа обучающихся в вузе рассматривается как важное средство, позволяющее усилить эффективность подготовки будущих специалистов. Упор на самостоятельную проработку определенного объема учебного материала и последующий контроль со стороны преподавателя позволяет расширить и углубить представления, полученные в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, создать целостную картину изучаемой области знаний.

Самостоятельная работа должна быть организована как целостная система, которая характеризуется научной обоснованностью, постепенностью, регламентированностью.

Использование различных видов самостоятельных работ (по классификации П.И. Пидкасистого): по образцу, реконструктивных, вариативных и творческих дает возможность в ходе их выполнения обучающимися решать различные частно-дидактические цели. Так, самостоятельные работы по образцу направлены на формирование умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на базе данного алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Реконструктивные самостоятельные работы позволяют формировать знания, которые дают возможность воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Вариативные самостоятельные работы направлены на формирование у обучающихся знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Основной целью творческих самостоятельных работ является создание предпосылок для творческой деятельности [28].

Тщательно разработанный комплекс самостоятельных работ позволяет решить проблему усвоения обучающимися учебного материала, не вписывающегося в рамки отведенного аудиторного времени. Процесс включения соответствующих видов самостоятельных работ в учебный процесс должен иметь последовательный и своевременный характер, а также учитывать соответствие отдельно взятого вида работ дидактическим целям каждого этапа процесса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: