Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Средствами и целью государственного регулирования инвестиционной деятельности являются обеспечение реализации различных форм и методов воздействия как экономического, так и административного характера, направленных на решение задач по социально-экономическому развитию страны. Роль и степень государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется, например, такими факторами, как:

- степень развития экономических отношений;

- специфика экономической ситуации в регионе и в стране;

- основные направления социально-экономического развития в стране или конкретном регионе и др.

В процессе государственного регулирования инвестиций важно обеспечить их социальную направленность и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому определенную долю государственных инвестиций, прежде всего бюджетных, необходимо направлять:

а) в социальную сферу;

б) в объекты инфраструктуры;

в) в охрану окружающей среды;

г) в обеспечение безопасности государства и граждан.

В соответствии со ст. 11 Закона № 39-ФЗ государственное регулирование включает:

- регулирование условий инвестиционной деятельности (кос­венное регулирование);

- прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

При использовании косвенного (экономического) метода в основном используются рыночные механизмы воздействия на инвестиционную деятельность, основанную на частно-правовом регулировании, без прямого участия государства.

Использование прямого (административного) метода подразумевает непосредственное императивное административно-правовое воздействие на инвестиционную деятельность, имеющее целью как прямое участие государства в инвестиционном процессе, так и создание благоприятных условий для его осуществления.

В табл. 7.1 приведены конкретные формы и методу государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 

Таблица 7.1. - Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Косвенное регулирование включаетразнообразные методы и ры­чаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной дея­тельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности за­ключается в осуществлении капитальных вложе­ний в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
Основная задача: создание благоприятных условий для разви­тия инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи­тальных вложений.   Инструменты прямого участия государства в инвестиционной деятельности: федеральный и региональные бюджеты, предоставление гарантий по кредитам и облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Методы: ♦ совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; ♦ установление субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального ха­рактера; ♦ защита интересов инвесторов; ♦ предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресур­сами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; ♦ расширение использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; ♦ создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и пуб­ликацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятель­ности; ♦ принятие антимонопольных мер; ♦ расширение возможностей использования залогов при осу­ществлении кредитования; ♦ развитие финансового лизинга в Российской Федерации; ♦ проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; ♦ создание возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.   Методы (конкретные формы участия): ♦ разработка, утверждение и финансирование инвестицион­ных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; ♦ формирование перечня строек и объектов технического пере­вооружения для федеральных государственных нужд и финансиро­вания их; ♦ размещение средств федерального бюджета и средств бюдже­тов субъектов РФ на конкурсной основе на условиях сроч­ности, платности и возвратности; ♦ закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением вы­ручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; ♦ проведение экспертизы инвестиционных проектов в соот­ветствии с законодательством РФ с целью оценки их эффективности; ♦ защита российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких техноло­гий, оборудования, конструкций и материалов; ♦ разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осу­ществление контроля за их соблюдением; ♦ выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов); ♦ вовлечение в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; ♦ предоставление концессий российским и иностранным ин­весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.  

 

Необходимо отметить, что государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования разви­тия инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян. В ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» изложены государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов не­зависимо от формы собственности (в том числе иностранных инвесторов):

а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестицион­ной деятельности;

б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

в) право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления;

г) защита капитальных вложений, заключающаяся в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при усло­вии предварительного и равноценного возмещения участнику инвес­тиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Кон­ституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приоритет реализуемых государством форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности (экономических или административных) должен обладать определенной гибкостью и зависеть от экономического состояния государства в тот или иной отрезок времени. Так, например, считается, что государственное регулирование требуется усиливать в условиях экономической нестабильности, необходимости проведения новых реформ, стагнации государственной экономики. И, наоборот, государственное регулирование следует определенным образом снижать, если наблюдается стабильный рост экономики страны.

Действующий механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности применяет разные типы воздействия государства (табл. 7.2)

Таблица 7.2. – Типы воздействия государства на инвестиционную деятельность

Тип воздействия Методы осуществления Инструменты
Институциональное воздействие - кластеризация (создание и развитие кластеров); - пространственная фокусировка бизнеса (создание особых экономических зон); - создание и развитие института государственно-частного партнерства; - формирование институтов развития (инвестиционных, венчурных фондов и т.д.); - формирование инновационной инфраструктуры (технопарки, агентства по трансферу технологий, консалтинговые организации и др.) - нормативные акты, регламентирующие порядок создания и функционирования названных форм, договоры между государством и другими субъектами инвестиционного процесса; - договоры о стратегическом партнерстве органов власти и управления с бизнес-структурами в области инвестиционной деятельности.
Экономико-организационное воздействие - программирование социально-экономического развития страны, региона; - финансовое обеспечение инвестиционной деятельности; - кадровое обеспечение инвестиционной деятельности - целевые программы федерального, регионального, местного уровня; - проектное финансирование; - налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты; - субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам; - государственные и местные гарантии по кредитам коммерческих банков; - региональные гранты на профессиональную подготовку кадров
Инфраструктурное воздействие - строительство и использование транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур, необходимых для функционирования и развития хозяйствующих субъектов – реципиентов инвестиций; - организация деятельности государства как девелопера - аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к государственной собственности; - концессии, обеспечивающие привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры и повышение качества управления ее объектами; - трастовое управление объектами инфраструктуры, осуществляемое частными лицами
Маркетинговое обеспечение - позиционирование инвестиционной привлекательности страны, региона, муниципального образования; - разработка и реализация маркетинговой стратегии страны, региона, муниципального образования - организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках; - проведение конференций для потенциальных инвесторов; - адресная рассылка информации потенциальным инвесторам
Информационное обеспечение - мониторинг динамики и результатов инвестиционной деятельности, состояние инвестиционной привлекательности страны, региона, муниципального образования; - составление и ведение реестров инвестиционных площадок и перспективных зон индустриального развития - интернет-порталы, посвященные инвестиционной деятельности субъектов РФ, муниципальных образований; - каталоги инвестиционных проектов, доступные потенциальным инвесторам; - рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, муниципального образования, устанавливаемые ведущими экспертными структурами; - статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности регионов, муниципальных образований

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: