Средствами и целью государственного регулирования инвестиционной деятельности являются обеспечение реализации различных форм и методов воздействия как экономического, так и административного характера, направленных на решение задач по социально-экономическому развитию страны. Роль и степень государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется, например, такими факторами, как:
- степень развития экономических отношений;
- специфика экономической ситуации в регионе и в стране;
- основные направления социально-экономического развития в стране или конкретном регионе и др.
В процессе государственного регулирования инвестиций важно обеспечить их социальную направленность и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому определенную долю государственных инвестиций, прежде всего бюджетных, необходимо направлять:
а) в социальную сферу;
б) в объекты инфраструктуры;
в) в охрану окружающей среды;
г) в обеспечение безопасности государства и граждан.
В соответствии со ст. 11 Закона № 39-ФЗ государственное регулирование включает:
- регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
При использовании косвенного (экономического) метода в основном используются рыночные механизмы воздействия на инвестиционную деятельность, основанную на частно-правовом регулировании, без прямого участия государства.
Использование прямого (административного) метода подразумевает непосредственное императивное административно-правовое воздействие на инвестиционную деятельность, имеющее целью как прямое участие государства в инвестиционном процессе, так и создание благоприятных условий для его осуществления.
В табл. 7.1 приведены конкретные формы и методу государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Таблица 7.1. - Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности | |
Косвенное регулирование включаетразнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. | Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. |
Основная задача: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. | Инструменты прямого участия государства в инвестиционной деятельности: федеральный и региональные бюджеты, предоставление гарантий по кредитам и облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов за счет средств федерального и региональных бюджетов. |
Методы: ♦ совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; ♦ установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера; ♦ защита интересов инвесторов; ♦ предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; ♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; ♦ создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; ♦ принятие антимонопольных мер; ♦ расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; ♦ развитие финансового лизинга в Российской Федерации; ♦ проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; ♦ создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. | Методы (конкретные формы участия): ♦ разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; ♦ формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их; ♦ размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности; ♦ закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; ♦ проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ с целью оценки их эффективности; ♦ защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; ♦ разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением; ♦ выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов); ♦ вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; ♦ предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ. |
Необходимо отметить, что государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян. В ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» изложены государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности (в том числе иностранных инвесторов):
а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
в) право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления;
г) защита капитальных вложений, заключающаяся в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приоритет реализуемых государством форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности (экономических или административных) должен обладать определенной гибкостью и зависеть от экономического состояния государства в тот или иной отрезок времени. Так, например, считается, что государственное регулирование требуется усиливать в условиях экономической нестабильности, необходимости проведения новых реформ, стагнации государственной экономики. И, наоборот, государственное регулирование следует определенным образом снижать, если наблюдается стабильный рост экономики страны.
Действующий механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности применяет разные типы воздействия государства (табл. 7.2)
Таблица 7.2. – Типы воздействия государства на инвестиционную деятельность
Тип воздействия | Методы осуществления | Инструменты |
Институциональное воздействие | - кластеризация (создание и развитие кластеров); - пространственная фокусировка бизнеса (создание особых экономических зон); - создание и развитие института государственно-частного партнерства; - формирование институтов развития (инвестиционных, венчурных фондов и т.д.); - формирование инновационной инфраструктуры (технопарки, агентства по трансферу технологий, консалтинговые организации и др.) | - нормативные акты, регламентирующие порядок создания и функционирования названных форм, договоры между государством и другими субъектами инвестиционного процесса; - договоры о стратегическом партнерстве органов власти и управления с бизнес-структурами в области инвестиционной деятельности. |
Экономико-организационное воздействие | - программирование социально-экономического развития страны, региона; - финансовое обеспечение инвестиционной деятельности; - кадровое обеспечение инвестиционной деятельности | - целевые программы федерального, регионального, местного уровня; - проектное финансирование; - налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты; - субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам; - государственные и местные гарантии по кредитам коммерческих банков; - региональные гранты на профессиональную подготовку кадров |
Инфраструктурное воздействие | - строительство и использование транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур, необходимых для функционирования и развития хозяйствующих субъектов – реципиентов инвестиций; - организация деятельности государства как девелопера | - аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к государственной собственности; - концессии, обеспечивающие привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры и повышение качества управления ее объектами; - трастовое управление объектами инфраструктуры, осуществляемое частными лицами |
Маркетинговое обеспечение | - позиционирование инвестиционной привлекательности страны, региона, муниципального образования; - разработка и реализация маркетинговой стратегии страны, региона, муниципального образования | - организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках; - проведение конференций для потенциальных инвесторов; - адресная рассылка информации потенциальным инвесторам |
Информационное обеспечение | - мониторинг динамики и результатов инвестиционной деятельности, состояние инвестиционной привлекательности страны, региона, муниципального образования; - составление и ведение реестров инвестиционных площадок и перспективных зон индустриального развития | - интернет-порталы, посвященные инвестиционной деятельности субъектов РФ, муниципальных образований; - каталоги инвестиционных проектов, доступные потенциальным инвесторам; - рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, муниципального образования, устанавливаемые ведущими экспертными структурами; - статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности регионов, муниципальных образований |