3.10.1. Трудовая функция
| Наименование | Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | J/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений соответствующих специфике соревновательной деятельности и технике вида спорта, спортивной дисциплины |
| Определение и установление режима тренировочного процесса спортсменов - членов спортивной сборной команды | |
| Обучение спортсмена (спортсменов) приемам и методам тренировок для достижения спортивного результата | |
| Подготовка спортсмена на тренировочных сборах в соответствии с указаниями старшего тренера спортивной сборной команды | |
| Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике соревновательной деятельности и технике вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
| Контроль выполнения спортсменом (спортсменами) индивидуального и групповых планов спортивной подготовки | |
| Контроль соблюдения спортсменами антидопинговых правил | |
| Контроль прохождения спортсменами медицинских осмотров, обеспечение выполнения рекомендаций медицинских работников | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | |
| Необходимые умения | Обеспечивать выполнение индивидуальных и групповых планов тренировок |
| Поддерживать высокий уровень спортивной мотивации | |
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнений | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов) | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Специфика проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию | |
| Международные стандарты Всемирного антидопингового агентства (далее - В АДА) | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта со спортсменами разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.10.2. Трудовая функция
| Наименование | Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | J/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Выполнение со спортсменами анализа собственной соревновательной практики, изучение кино- и видеоматериалов специальной литературы, в том числе иностранной |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе организация подачи апелляции | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Обеспечение психолого-методическую поддержки спортсменов в период соревнований | |
| Обеспечение безопасности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор спортсменов в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Повышать спортивную мотивацию и волю к победе спортсмена - участника спортивных соревнований | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов) | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Специфика проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию | |
| Международные стандарты ВАДА | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта, спортивной дисциплины | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта со спортсменами разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.11. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | К | Уровень квалификации | 8 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Главный тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы специалитета, магистратуры в области физической культуры и спорта |
| Рекомендуется прохождение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) | |
| Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в должности: старший тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации, старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации |
| Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС | - | |
| ОКСО | 032101 | Физическая культура и спорт |
3.11.1. Трудовая функция
| Наименование | Руководство тренерской работой в спортивной сборной команде субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | К/01.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Организация совещаний, рабочих встреч по вопросам подготовки спортсменов (команды), участия спортсменов (команды) в соревнованиях (по виду спорта, спортивной дисциплине), а также по иным вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей |
| Определение на каждом этапе подготовки целей и задач спортивных сборных команд, нижестоящих тренеров для достижения спортивного результата | |
| Утверждение сводных перспективных, текущих и индивидуальных планов подготовки спортсменов - членов спортивной сборной команды | |
| Решение о внедрении современных, в том числе новейших, методик подготовки спортсменов | |
| Контроль соблюдения тренерским составом антидопинговых правил | |
| Необходимые умения | Использовать групповые формы принятия решений |
| Ставить цели и определять задачи тренерской работы исходя из целей и задач спортивной сборной команды | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Определять самостоятельно или с привлечением тренера-консультанта достоинства и недостатки новейших методик осуществления тренировочного и соревновательного процесса, а также его применимость в условиях конкретной физкультурно-спортивной организации | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи, в том числе текстовыми редакторами, электронными таблицами, средствами подготовки презентаций | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Порядок допинг-контроля и антидопинговые правила | |
| Международные стандарты ВАДА | |
| Современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности | |
| Методы корректировки индивидуальных планов спортсменов (команды) | |
| Методики календарного планирования | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Основы экономики, организации труда и управления | |
| Основы трудового и налогового законодательства | |
| Основы педагогики и психологии | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.11.2. Трудовая функция
| Наименование | Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | К/02.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Знакомство со спортивными результатами, достигнутыми спортсменами, проходящими подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства и составляющими резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта) |
| Организация или посещение региональных тренировочных сборов, посещение спортивных соревнований, отдельных физкультурно-спортивных организаций с целью оценки выступления спортсменов, входящих в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации | |
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний | |
| Организация контрольных мероприятий для подтверждения кандидатами на зачисление в состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта) контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке | |
| Принятие решения о зачислении спортсмена в состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта) | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор в состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта) |
| Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой кандидата на зачисление в основной состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации | |
| Выявлять уровень подготовки, потенциал, психофизические и волевые качества кандидата на зачисление в состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации | |
| Применять методы оценки спортивных результатов, достигнутых спортсменом | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи, в том числе текстовыми редакторами, электронными таблицами, средствами подготовки презентаций, электронной почтой | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта), к кандидатам на зачисление в основной состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства (по виду спорта) Актуальный уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности, достигнутых профессиональными спортсменами (по виду спорта и спортивным дисциплинам) | |
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Основы педагогики и психологии | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.11.3. Трудовая функция
| Наименование | Организация участия спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях | Код | К/03.8 | Уровень (подуровень) квалификации | 8 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Обеспечение выступления спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в спортивных соревнованиях |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе организация подачи апелляции | |
| Контроль соблюдения тренерами и спортсменами сборной команды антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Определение составов сборной команды для участия в соревновании | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор спортсменов в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Обеспечивать соблюдение формальных процедур для принятия участия спортивной сборной команды в соревнованиях | |
| Обеспечивать материально-техническое и финансовое обеспечение спортивной сборной команды для принятия участия спортивной сборной команды в соревнованиях | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Правила соревнований по виду спорта, спортивным дисциплинам | |
| Международные стандарты ВАДА | |
| Требования к количественному и качественному составу спортивной сборной команды Российской Федерации | |
| Основы экономики, организации труда и управления | |
| Основы трудового и налогового законодательства | |
| Порядок обеспечения безопасности проводимых спортивных соревнований | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.12. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Организация работы тренеров спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | L | Уровень квалификации | 8 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, по дисциплине) |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы специалитета, магистратура в области физической культуры и спорта |
| Рекомендуется прохождение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) | |
| Требования к опыту практической работы | не менее трех лет в должности тренера-преподавателя по спорту по непосредственной подготовке спортсмена - члена спортивной сборной команды или не менее двух лет в должности тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, по дисциплине) |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |






