3.5.2. Трудовая функция
| Наименование | Совершенствование навыков соревновательной деятельности (спортсменов | Код | Е/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Отбор спортсменов в спортивную команду |
| Выполнение со спортсменами анализа собственной соревновательной практики, изучение кино- и видеоматериалов специальной литературы, в том числе иностранной | |
| Организация индивидуального или в составе команды участия спортсмена в спортивных соревнованиях | |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе организация подачи апелляции | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Обеспечение психолого-методической поддержки спортсменов в период соревнований | |
| Обеспечение безопасности спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор спортсменов в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Повышать спортивную мотивацию и волю к победе спортсмена - участника спортивных соревнований | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Правила соревнований по видам спорта и дисциплинам | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
| Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности | |
| Санитарно-гигиенические и медицинские требования к участию спортсменов в соревнованиях | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренера) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.5.3. Трудовая функция
| Наименование | Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства | Код | Е/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ этапа высшего спортивного мастерства спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
| Организация прохождения спортсменами контрольных процедур с целью выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами Разработка комплексной программы подготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
| Разработка комплексных и индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий | |
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
| Оценка эффективности подготовки спортсменов с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности | |
| Внедрение современных, в том числе новейших, методик подготовки спортсменов по программам этапа высшего спортивного мастерства | |
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку спортсменов (при необходимости) | |
| Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности спортсменов |
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе высшего спортивного мастерства | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе высшего спортивного мастерства | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Методики контроля и оценки физической подготовленности спортсменов | |
| Методы планирования тренировочного процесса | |
| Современные и новейшие методы тренировочной работы | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.6. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | F | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы бакалавриата в области физической культуры и спорта |
| Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ОКСО | 032101 | Физическая культура и спорт |
3.6.1. Трудовая функция
| Наименование | Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | F/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующих специфике соревновательной деятельности и технике вида спорта, спортивной дисциплины |
| Определение и установка режима тренировочного процесса спортсменов - членов спортивной сборной команды | |
| Обучение спортсмена (спортсменов) приемам и методам тренировок для достижения спортивного результата | |
| Подготовка спортсмена на тренировочных сборах в соответствии с указаниями старшего тренера спортивной сборной команды | |
| Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике соревновательной деятельности и технике вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
| Контроль выполнения спортсменом (спортсменами) индивидуального и групповых планов спортивной подготовки | |
| Контроль за соблюдением спортсменами антидопинговых правил | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | |
| Контроль прохождения спортсменами медицинских осмотров, обеспечение выполнения рекомендаций медицинских работников | |
| Необходимые умения | Обеспечивать выполнение индивидуальных и групповых планов тренировок |
| Поддерживать высокий уровень спортивной мотивации | |
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнений | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов) | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Специфика проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта со спортсменами разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п. | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.6.2. Трудовая функция
| Наименование | Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | F/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Выполнение со спортсменами анализа собственной соревновательной практики, изучения кино- и видеоматериалов специальной литературы, в том числе иностранной |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе организация подачи апелляции | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Обеспечение психолого-методическую поддержки спортсменов в период соревнований | |
| Обеспечение безопасности обучающихся в течение всего периода их нахождения на спортивных соревнованиях | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор спортсменов в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Повышать спортивную мотивацию и волю к победе спортсмена - участника спортивных соревнований | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов) | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Специфика проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта со спортсменами разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.7. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки | Код | G | Уровень квалификации | 7 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер-консультант |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы специалитета, магистратуры в области физической культуры и спорта |
| Рекомендуется прохождение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) | |
| Требования к опыту практической работы | Не менее пяти лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ОКСО | 032101 | Физическая культура и спорт |
3.7.1. Трудовая функция
| Наименование | Обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности | Код | G/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Изучение передового опыта осуществления тренировочного и соревновательного процесса |
| Оценка эффективности новейших методик осуществления тренировочного и соревновательного процесса и перспектив использования методик в условиях конкретной физкультурно-спортивной организации | |
| Руководство внедрением новейших методик в практику тренировочного и соревновательного процесса в конкретных физкультурно-спортивных организациях | |
| Разработка методических и учебных материалов для внедрения новейших методик в практику тренировочного и соревновательного процесса в конкретных физкультурно-спортивных организациях | |
| Необходимые умения | Выявлять и обосновывать достоинства и недостатки методики осуществления тренировочного и соревновательного процесса, а также его применимость в условиях конкретной физкультурно-спортивной организации |
| Собирать информацию из различных источников, в том числе из интервью, анализа специальной литературы (в том числе на иностранном языке), статистических сборников, иных отчетных данных | |
| Доступно и увлекательно объяснить все существенные вопросы внедрения методики в устном выступлении или в методических материалах | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи, в том числе текстовыми редакторами, электронными таблицами, средствами подготовки презентаций | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета | |
| Положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта | |
| Устав Олимпийского комитета России | |
| Теоретические и методические основы тренерской деятельности | |
| Основы психологии, педагогики, спортивной гигиены | |
| Основы экономики, организации труда и управления | |
| Основы трудового и налогового законодательства | |
| Методы научного исследования | |
| Правила цитирования | |
| Порядок составления и оформления научной работы, научной статьи | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со | |
| служебной документацией | |
| Правила постановки технического задания | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |






