3.4. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства | Код | D | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер Старший тренер Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы бакалавриата в области физической культуры и спорта |
| Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель |
| Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации | |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС | Тренер | |
| ОКСО | 032101 | Физическая культура и спорт |
3.4.1. Трудовая функция
| Наименование | Осуществление отбора обучающихся в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта, спортивной дисциплине) | Код | D/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Решение о переводе обучающихся с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства |
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для дальнейших занятий видом спорта у поступающих в группы совершенствования спортивного мастерства | |
| Консультирование обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
| Контроль выполнения спортсменом нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор в группы этапа совершенствования спортивного мастерства |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта) | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.2. Трудовая функция
| Наименование | Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов | Код | D/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, в том числе с использованием различных отягощений и тренажерных устройств |
| Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике соревновательной деятельности и техники вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнение предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа совершенствования спортивного мастерства | |
| Контроль прохождения спортсменами медицинских осмотров, обеспечение выполнения рекомендаций медицинских работников | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия, обеспечивать выполнение индивидуальных и групповых планов тренировок |
| Обучать спортсмена (спортсменов) приемам и методам тренировок для достижения спортивного результата | |
| Показывать в простой и наглядной форме выполнение упражнения | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем и тренажерными устройствами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта) | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах этапа совершенствования спортивного мастерства | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Порядок допинг-контроля | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.3. Трудовая функция
| Наименование | Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства | Код | D/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение отбора спортсменов в спортивную команду |
| Выполнение со спортсменами анализа их соревновательной практики, изучение кино- и видеоматериалов специальной литературы, в том числе иностранной | |
| Организация индивидуального или в составе команды участия спортсмена в спортивных соревнованиях | |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе организация подачи апелляции | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнения предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Обеспечение психолого-методическую поддержки спортсменов в период соревнований | |
| Обеспечение безопасности спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа совершенствования спортивного мастерства, в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор спортсменов в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Повышать спортивную мотивацию и волю к победе спортсмена - участника спортивных соревнований | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
| Правила соревнований по видам спорта и дисциплинам | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
| Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности | |
| Санитарно-гигиенические и медицинские требования к участию спортсменов в соревнованиях | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.4.4. Трудовая функция
| Наименование | Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства | Код | D/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ этапа совершенствования спортивного мастерства в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
| Организация прохождения спортсменами контрольных процедур с целью выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
| Разработка комплексной программы подготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
| Разработка комплексных и индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий | |
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности | |
| Внедрение современных, в том числе новейших, методик подготовки спортсменов по программам этапа совершенствования спортивного мастерства | |
| Рекомендации по зачислению спортсменов в резерв спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации | |
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости) | |
| Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся |
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе совершенствования спортивного мастерства | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Методики контроля и оценки физической подготовленности спортсменов | |
| Методы планирования тренировочного процесса | |
| Современные и новейшие методы тренировочной работы | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.5. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства | Код | Е | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер Старший тренер Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - программы бакалавриата в области физической культуры и спорта |
| Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель |
| Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации | |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС | Тренер | |
| ОКСО | 032101 | Физическая культура и спорт |
3.5.1. Трудовая функция
| Наименование | Подготовка спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России | Код | Е/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, в том числе с использованием различных отягощений и тренажерных устройств |
| Проведение со спортсменами тренировок на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике соревновательной деятельности и техники вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
| Обеспечение соблюдения антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнение предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Контроль прохождения спортсменами медицинских осмотров, обеспечение выполнения рекомендаций медицинских работников | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий и тренировок спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия, обеспечивать выполнение индивидуальных и групповых планов тренировок |
| Поддерживать высокий уровень спортивной мотивации | |
| В простой и наглядной форме показывать выполнение упражнения | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем и тренажерными устройствами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта) | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах этапа высшего спортивного мастерства | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Психологические особенности спортсменов с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта со спортсменами разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия | |
| стрессов | |
| Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |






