Т. Надзор за исполнением законов

План:

1) Концепция судебной реформы и современное представление о перспективах надзора за исполнением закона;

2) Задачи, предмет и пределы надзора за исполнением закона;

3) Полномочия прокурора;

4) Акты прокурорского надзора;

5) Организация работ прокуратуры по надзору за исполнением законов;

Приказ Генерального прокурора № 30 от 22 мая 1996 года об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

1.

Общий надзор. Основное направление деятельности.

Концепция судебной реформы. «Концепция исходит из того, что общий надзор служит державным орудием принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества».

Тогда признавали целесообразным общий надзор, когда были политические соображения и не зависят от экономических и социальных закономерностей.

Реформирование общего надзора: 1) запретить производство прокурорских проверок, если не поступило сообщение о правонарушении и вне рамок тех вопросов, которые выходят за рамки сообщения (исполнено ст. 2 Закона); 2) признать основаниями к вмешательству прокурора предположение лишь о преступном, а не любом ином характере правонарушения, невозможность прибегнуть к обычным способам защиты, особую общественную значимость вопроса и нарушение примата международного права (не реализованы); 3) установить, что вмешательство прокурора должно преимущественно выражаться в предупреждении о его возможном нарушении в суд, если нарушение не будет устранено добровольно (не реализовано); 4) ликвидировать такой акт как предостережение о недопустимости нарушения закона (было сделано, но был восстановлен ст. 22’ прим.); 5) отменить приостанавливающую силу протеста прокурора (реализовано); 6) существенно сузить права прокурора по вызову граждан и должностных лиц для дачи объяснений (не реализовано).

Общий надзор это рудимент средневековья, который возродился в странах с тоталитарным режимом. В цивилизованных странах подобным контролером выступает обращение человека в суд. Преимущества судебной защиты над прокурорским надзором (независимость и несменяемость судей, прокурор же гораздо ближе к исполнительной ветви власти; полномочия прокурора опосредованный характер; существование препятствует созданию административной юстиции; осуществляя общий надзор прокуратуры пытается объять необъятное).

Сторонники общего надзора: 1) нельзя лишать граждан альтернативы; 2) обращение в прокуратуру бесплатно, а обращение в суд требует затрат.

Решение ПАСЕ от 25 января 1995 года. Ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Европы законы об организации и деятельности прокуратуры. Разъяснение: европейским стандартам не соответствует тотальный общий надзор прокуратуры.

2.

 Предмет надзора ст. 21 Закона. Не распространяется на граждан, на палаты Федерального собрания, на президента и Правительство, общественные объединения, суд. Любые акты, носящие как нормативный, так и правоприменительный характер.

Задачи надзора: 1) при поступлении информации принимать все необходимые меры по выявлению и устранению нарушения законов и обстоятельств, способствовавших этому; 2) использовать возможности для предупреждения; 3) средствами прокурорского надзора добиваться совершенствования деятельности контролирующих и правоохранительных органов; 4) активно проводить в жизнь принцип неотвратимости ответственности; 5) повышать правовую культуру должностных лиц.

Пределы: при осуществлении надзора прокуратура не может подменять иные государственные органы. Проверки исполнения законов могут проводиться прокурорами лишь на основании сообщений о нарушении закона. В Приказе указано: при проверки издаваемый нормативно правовых актов прокурору повод не требуется.

3.

Ст. 22 Закона. Носят смешанный характер, основные полномочия прокурора носят опосредованный характер, но вспомогательные полномочия носят властно- распорядительный характер (проходить в помещение, получать доступ к материалам, требовать проведения ревизий или проверки деятельности должностных лиц, требовать предоставления документов, статистики, требовать выделение специалистов для проведения проверок, вызывать должностных лиц для дачи пояснений). Повод- любая информация. Сроки проведения законом не определены (если по поводу заявления гражданина- срок не более срока, установленного для дачи ответа).

4.

Закрепленные в специальных документах решения прокурора, которыми он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств прокурорского надзора правонарушения. Всегда индивидуальные акты, посвященные конкретным фактам.

Перечень актов исчерпывающий. Протест ст. 23, представление ст. 24, постановление ст. 25, предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим.  

 Требования к актам реагирования. Должен быть посвящен актуальному значимому поводу, который бы определял необходимость вмешательства. Недопустимость внесения актов по фактам, не носящим характер нарушения закона и рассматривать такие акты как вмешательство в оперативно- хозяйственную деятельность. Своевременность вынесения актов прокурорского надзора. Выводы и предложения прокурора должны быть обоснованы и аргументированы со ссылками на конкретные факты. Прокурор не в праве предрешать конкретные меры дисциплинарного или административного воздействия. Выработаны определенные формы и реквизиты. Мера прокурорского реагирования должны сопровождаться мерами профилактического характера. Эти акты должны быть юридически и стилистически грамотными.

Протест. Ст. 23 закона в случае выявления правовых актов или их отдельных положений, противоречащих закону, прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест, как правило, направлен на правовой акт, но он может быть направлен и на действия, бездействия или устные приказания.

Основное содержание протеста- мотивированное предложение прокурора об отмене незаконного акта полостью или в части либо о приведении его в соответствии с законом, а также о прекращении незаконного действия или бездействия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прерогатива прокуроров определяется их компетенцией. Принесение протеста не приостанавливает действие акта.

Протест может быть принесен только в письменном виде.

Реквизиты протеста: 1) наименование органа или должностного лица, куда адресуется; 2) наименование акта «Протест»; 3) дата его принесения; 4) название опротестуемого акта, его номер и дата принятия, краткое изложение акта или опротестуемой части; 5) обоснование протеста, ссылка на конкретный закон; 6) предложение об отмене или приведения его в соответствии с законом; 7) способы восстановления нарушенного права; 8) указание на необходимость рассмотрения протеста в установленный срок, и дать ответ. Если протест адресуется коллегиальному органу, то в нем должно найти отражение о дне рассмотрения протеста. Срок 10 дней, а если протест вносится на решение представительного, законодательного органа или органа местного самоуправления, но на ближайшем заседании. Однако, закон устанавливает, что при исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок. До рассмотрения протеста, он может быть отозван принесшим этот протест прокурором. Обязательно внести протест на незаконный акт.

Представление прокурора ст. 24 Закона. Представление- акт прокурорского надзора, направленный на устранение нарушения закона, причин этих нарушений, способствующим им условий, который вносится прокурором или его заместителем, который вносится в орган или должностному лицу правомочный устранить нарушение и подлежащий безотлагательному рассмотрению. Основная цель этого акта- устранение причин нарушения закона и условий им способствующим. В представлении должны быть указаны конкретные пути устранения нарушения. В месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о них должно быть сообщено прокурору.

Постановление ст. 25 Закона. Направлены на привлечение лица к той или иной ответственности (административная или уголовная). Различали два вида: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление направляется в тот орган или тому должностному лицу, которое в соответствии с КОАБ принимает решение по данному правонарушению. 10 дней должно быть рассмотрено и вынесено решение. Сообщить какое приняли решение (кроме суда).

Предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим. Закона. От 10 февраля 1995 года. Приказ №39/7. Прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Сущность в требовании о прекращении или отказе и разъяснение должностному лицу возможных неблагоприятных последствий. Признается, что предостережение может быть направлено и на бездействие. Рассматривается только как дополнительное средство. Перед объявление предостережения от соответствующего адресата должны быть получены объяснения.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: