Т. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры- закрепленные в Конституции и Законе основополагающие требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, содержание и характер правовых актов прокурорского реагирования, средств и методов надзора. Признаки прнципа: аксиоматичность; универсальность; ненарушимость; регулятивность; нормативность.

1) Общеправовые (законность, публичность, гласность)

2) Специальные

1) Преимущественно функциональные;

2) Преимущественно организационные.

 

1) Принцип единства и централизации органов прокуратуры (ст.129 КРФ, ст.1 Закона). Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. Требование К РФ об обеспечении верховенства К РФ и ФЗ на всей территории РФ могут быть реализованы только при условии существовании единой системы органов прокуратуры с их строгой централизацией. Единство задач и целей прокуратуры всех звеньев прокурорской системы, общность форм и методов осуществления надзора, средств прокурорского надзора. Генеральный прокурор требует от всех нижестоящих прокуроров выполнения его приказов, указаний и других актов. В силу требования централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную персональную ответственность за организацию работы всех нижестоящих прокуроров и результаты такой работы. Этот принцип обеспечивается порядком формирования органов прокуратуры, порядком назначения на должность и освобождением от нее. Ст. 129 К РФ генеральный прокурор назначается Советом федерации по представлению президента РФ. Прокурор субъектов РФ назначается на должность генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъектов РФ.

Прокурор любого звена прокурорской системы может быть прокурором другой системы за исключение специально оговоренных функция (присутствовать в Пленуме ВС РФ может только генеральный прокурор РФ). Выполнять полномочия или поручить выполнение своих полномочий нижестоящему прокурору.

Централизация не влияет на процессуальную самостоятельность прокуроров. Требование единства органов прокуратуры реализуется в частности в единоначалии, сущность которого заключается в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, относящихся к его компетенции. Единоначалие выражается в том, что все приказы являются строго обязательными для всех нижестоящий прокуроров.

Требование единоначалия заключается в том, что вышестоящий прокурор может отменить любое решение нижестоящего прокурора. При генеральном прокуроре и прокурорах субъектов федерации функционируют коллегии.

2) Принцип независимости прокурорского надзора (ст. 4 Закона). Органы прокуратуры осуществляют закон за исполнением законов независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов, органов власти местного самоуправления и общественных объединений. Выполняя возложенные на него функции каждый прокурор является независимым и выступает как представитель всей прокурорской власти, руководствуется только законом, приказами и указаниями генерального и вышестоящих прокуроров.

Обеспечивается как организационным построением, так и материально- техническим ее обеспечением. Держатель заработного фонда сама генеральная прокуратура. Вопросы обеспечения решаются только централизованно через сами систему органов прокуратуры. 

Ст. 5 Закона- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора, которая влечет ответственность. Прокуроры и следователи не обязаны давать каких либо объяснений по существу находящихся у них материалов, а также предоставлять их для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных законом.

Особый порядок защиты их и их близких родственников, иных лиц, их имущества со стороны государства.

Особый порядок привлечения прокуроров к уголовной ответственности (ст.448 УПК РФ).

3) Принцип законности.

4) Принцип гласности деятельности органов прокуратуры. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, законодательства об охране тайн власти информируют органы власти, население о соблюдении законности. Ст. 12 Закона генеральный прокурор предоставляет доклад палатам Федерального собрания о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о их укреплении. Для реализации принципа гласности, в каждый прокуратуре создается специальное структурное подразделение по связи с общественностью. Постановление от 18 февраля 2000 года признан неконституционным п. 2 ст. 5 Закона.

5) Взаимодействие органов прокуратуры с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и трудовыми коллективами.

6) Принцип деполитизации органов прокуратуры. Запрет прокурорам на членства в общественных объединениях, преследующих политические цели. В органах прокуратуры не могут создаваться или функционировать какие-либо ячейки данных общественных объединений. Прокуроры и следователи не связаны решениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: