25.1. При осмотре опорных подшипников скольжения необходимо обращать внимание на возможные дефекты: риски, задиры, трещины на рабочих поверхностях, износ, оплавление, выкрашивание и отставание антифрикционного металла, а также на качество подгонки подшипника к валу, прилегание вкладыша к постели и зазоры в подшипнике. В случае обнаружения дефектов подшипники (вкладыши) следует восстановить либо заменить.
При сборке подшипника необходимо проверить чистоту маслоподводящих каналов, продуть их сжатым воздухом и установить необходимые зазоры.
25.2. При сборке открытых подшипников скольжения палубных механизмов пластичную смазку следует наносить на поверхности трения, установочные и стопорные детали и на резьбовые участки крепежа. После сборки подшипника необходима пропрессовка узла до выхода излишков смазки через торцы подшипника и формирования наружного защитного валика.
25.3. При осмотре подшипников качения необходимо обращать внимание на следующие возможные дефекты:
|
|
выкрашивание дорожек качения подшипников;
вмятины на дорожках качения в местах касания шариков;
износ деталей подшипника из-за загрязнения или коррозии при работе подшипника во влажной среде;
наличие граней вдоль оси роликов вследствие трения роликов между собой;
повышенный радиальный и осевой разбег обойм подшипника;
трещины в обоймах и сепараторах;
повреждение шариков (роликов).
При обнаружении дефектов необходимо выяснить и устранить причины их появления и в случае необходимости заменить подшипник новым. При смене подшипника он должен быть насажен на вал так, чтобы его марка была обращена в сторону торца вала.
25.4. Перед закладкой смазок в узлы с подшипниками качения и скольжения смазываемые поверхности должны быть тщательно очищены от коррозии, грязи, остатков старой смазки и обезжирены. Закладка смазки в узлы должна производиться в условиях, исключающих увлажнение и загрязнение поверхностей. В подшипниках, имеющих устройства для периодического пополнения смазки, не допускается смешение смазок различных марок.
25.5. Если количество пластичной смазки, закладываемой в подшипники качения, не оговорено инструкцией по эксплуатации технического средства или инструкцией по применению смазки, то рекомендуется:
при частоте вращения до 1500 об/мин включительно заполнять смазкой 2/3 объема полости подшипника;
при частоте вращения свыше 1500 об/мин - не более 1/2 объема.
После смены смазки следует контролировать температуру подшипника при работе с номинальной частотой вращения в течение не менее одного часа. Температура нагрева подшипника не должна превышать 95 °С.
|
|
26. Характерные неисправности и неполадки в работе вспомогательных механизмов и оборудования, их причины и способы устранения
26.1. Общие неисправности и неполадки в работе насосов и обслуживаемых ими систем
26.1.1. Насос не перекачивает жидкость
Причина | Принимаемые меры |
.1. Сильно загрязнены кингстоны, фильтры или сетки на всасывающем трубопроводе (вакуум на всасывании имеется) | Продуть кингстоны сжатым воздухом или паром. Очистить сетки, переключить систему на резервный фильтр |
.2. Уровень всасываемой жидкости понизился ниже уровня приемного патрубка всасывающего трубопровода (вакуум на всасывании отсутствует) | Переключить прием жидкости на другую емкость. Остановить насос |
.3. На приемной распределительной коробке не закрыт полностью клапан уже осушенного (пустого) отсека или цистерны (вакуум отсутствует) | Закрыть приемный клапан. Остановить насос |
.4. Неплотность всасывающего трубопровода или сальника (вакуум отсутствует) | Устранить неплотности обжатием либо заменой прокладок (сальников) |
26.1.2. Насос не обеспечивает полной производительности или не создаст полного напора
Причина | Принимаемые меры |
.1. Приводной двигатель не развивает номинальной частоты вращения (двойных ходов) | Проверить приводной двигатель |
.2. Клапаны на всасывающем и нагнетательном трубопроводах открыты не полностью | Полностью открыть клапаны на системе |
.3. На всасывающей линии трубопровода загрязнены фильтры, приемные сетки, кингстоны или клапаны | Продуть кингстоны сжатым воздухом или паром. Очистить сетки. Переключить фильтр на резервный |
.4.Утечка перекачиваемой жидкости через неплотности в соединениях | Поджать соединения, устранить неплотности |
.5. Значительный перепуск жидкости через предохранительный клапан из нагнетательной полости во всасывающую | Отрегулировать предохранительный клапан. При необходимости перебрать и отремонтировать клапан |
.6. Засасывание воздуха через сальники арматуры и другие неплотности во всасывающей магистрали или в корпусе насоса | Поджать соединения на магистрали и насосе. Поджать сальник или заменить набивку |
26.1.3. Двигатель насоса работает с перегрузкой
Причина | Принимаемые меры |
.1. Перекачиваемая жидкость имеет слишком большую вязкость | Повысить температуру жидкости |
.2. Чрезмерно затянуты сальники | Приотдать сальники |
.3. Недостаточны зазоры в подшипниках и движущихся деталях насоса | Установить нормальные зазоры |
.4. Засорение внутренних частей насоса | Очистить насос |
26.1.4. В насосе возникает ненормальный стук, шум, вибрации
Причина | Принимаемые меры |
.1. Ослабление фундаментных болтов | Обжать фундаментные болты |
.2. Расцентровка вала насоса и вала приводного двигателя | Перецентровать двигатель с насосом |
.3. Механические повреждения в насосе | Пустить резервный насос, устранить неисправность |
.4. Всасывающий и нагнетательный трубопроводы плохо закреплены | Закрепить трубопроводы |
.5. Повышенный износ подшипников | Отремонтировать или заменить подшипники |
.6. Большое сопротивление на всасывающей магистрали | Открыть полностью всасывающий клапан. Очистить приемные сетки, фильтры |
|
|
26.1.5. Нагрев подшипников выше допустимой нормы
Причина | Принимаемые меры |
.1. Недостаточная смазка | Смазать подшипники, восстановить нормальное давление масла |
.2. Чрезмерная затяжка подшипников | Ослабить затяжку подшипников, проверить зазоры |
.3. Загрязнение масла | Произвести замену масла |
.4. Деформация корпуса насоса | Устранить деформацию. Проверить подсоединение всасывающего и нагнетательного трубопроводов |
.5. Нарушение центровки вала насоса и вала приводного двигателя | Произвести центровку валов |
26.1.6. Утечка жидкости через сальник или чрезмерный нагрев сальников
Причина | Принимаемые меры |
.1. Неправильная сборка или чрезмерный износ сальникового уплотнения | Перебрать уплотнение, отремонтировать или заменить его |
.2. Ослабление затяжки сальника | Поджать сальниковую набивку |
.3. Перекос нажимной буксы, чрезмерная затяжка сальника | Ослабить затяжку, устранить перекос буксы |
26.2. Неисправности и неполадки в работе центробежных и вихревых насосов (см. также раздел 26.1)
26.2.1. После пуска отсутствует подача насосом рабочей жидкости
Причина | Принимаемые меры |
.1. Закрыт нагнетательный вентиль | Открыть запорный клапан |
.2. Недостаточная частота вращения | Увеличить частоту вращения приводного двигателя |
.3. Наличие воздуха или паров жидкости в корпусе насоса | Выпустить воздух из корпуса наcoca |
26.2.2. Снижение напора во время работы
Причина | Принимаемые меры |
.1. Попадание воздуха в перекачиваемую жидкость | Проверить всасывающую систему, обжать соединения, устранить подсос воздуха |
.2. Износ рабочих поверхностей колес или уплотняющих колец | Заменить рабочее колесо, восстановить зазоры, заменить уплотняющие кольца |
.3. Засорение или осевой сдвиг рабочего колеса | Разобрать насос, очистить корпус и крылатку |
|
|
26.2.3. Перегрузка приводного двигателя
Причина | Принимаемые меры |
.1. Большой разбег вала, трение колеса о корпус насоса | Заменить подшипники, восстановить разбег вала, устранить трение колеса о корпус |
.2. Большое осевое давление | Прочистить осевые каналы на крылатке |
26.2.4. Высокий уровень вибрации
Причина | Принимаемые меры |
.1. Частичное загрязнение проточной части | Очистить проточную часть |
.2. Кавитация | Уменьшить частоту вращения. Уменьшить сопротивление во всасывающем трубопроводе. Снизить температуру жидкости |
26.3. Неисправности и неполадки в работе шестеренных и винтовых насосов (см. также раздел 26.1)
26.3.1. Насос не перекачивает жидкость либо не обеспечивает расчетную производительность и напор
Причина | Принимаемые меры |
.1. Насос не залит жидкостью | Залить насос жидкостью |
.2. Увеличенный зазор между шестернями и корпусом насоса | Заменить шестерни, восстановить зазоры |
.3. Наличие воздуха в системе | Выпустить воздух из системы, устранить его подсос |
26.3.2. Нагрев корпуса насоса
Причина | Принимаемые меры |
.1. Недостаточен зазор между торцами шестерен и корпусом насоса | Увеличить зазоры между торцами шестерен и корпусом |
.2. Чрезмерная затяжка сальника | Ослабить затяжку сальника |
.3. Чрезмерная рециркуляция перекачиваемой жидкости через насос | Снизить напор насоса, отрегулировать перепускной клапан |
26.4. Неисправности и неполадки в работе поршневых насосов (см. также раздел 26.1)
26.4.1. Насос не дает должного напора при нормальном числе ходов
Причина | Принимаемые меры |
.1. Неисправны приемные или отливные клапаны насоса, под клапаны попали посторонние предметы | Осмотреть клапаны, очистить, при необходимости притереть, проверить подъем клапанов и жесткость пружин |
.2. Неисправная прокладка клапанной решетки насоса | Заменить прокладку |
.3. Изношены или сломаны уплотнительные кольца гидравлических поршней | Заменить кольца |
26.4.2. В насосе возникает стук
Причина | Принимаемые меры |
.1. Ослаблено крепление штока на поршне (металлический стук при смене хода) | Остановить насос, закрепить поршень на штоке |
.2. Сильный износ подшипников, втулок, пальцев поршней и уплотнений | Отремонтировать или заменить изношенные детали |
.3. Поломка пружин клапанов, большой подъем клапанов | Заменить пружины, отрегулировать подъем клапанов |
.4. Гидравлические удары в насосе | Отрегулировать количество воздуха в воздушных колпаках; устранить подсос воздуха или парообразование перекачиваемой жидкости |
26.4.3. При открытии клапана свежего пара паровой прямодействующий насос не запускается
Причина | Принимаемые меры |
.1. Закрыт какой либо из клапанов отработавшего пара | Проверить систему, открыть клапаны |
.2. Давление свежего пара недостаточно | Поднять давление пара |
.3. Оба золотника находятся в среднем положении | Вывести золотники из среднего положения |
.4. Сильно зажаты и перекошены сальники | Отдать сальники, устранить перекосы |
26.4.4. В паровом цилиндре прослушиваются стуки
Причина | Принимаемые меры |
.1. Большая величина хода поршней (отсутствие паровой подушки) | Проверить и отрегулировать парораспределение |
.2. Наличие воды в цилиндре | Продуть цилиндры |
.3. Износ поршневых колец или канавок поршня | Заменить кольца, отремонтировать поршень |
26.5. Неисправности и неполадки в работе испарительной установки
26.5.1. Испаритель вырабатывает дистиллят повышенной солености
Причина | Принимаемые меры |
.1. Эжектор не удаляет достаточного количества воды из сепаратора | Проверить эжектор, поднять давление воды перед эжектором до величины не менее 0,3 МПа (3 кгс/см ) |
.2. Слишком интенсивное испарение | Уменьшить количество подводимого тепла, снизить вакуум |
.3. Высокий уровень питательной воды в испарителе | Уменьшить уровень питательной воды |
26.5.2. Производительность испарителя падает
Причина | Принимаемые меры |
.1. В испаритель поступает мало тепла | Увеличить подачу греющей среды |
.2. На трубках испарителя образовалась накипь | Очистить трубки, очистить испарительные элементы |
.3. В полости греющей воды испарителя образовались воздушные мешки | Продуть испаритель |
.4. Недостаточный расход питательной воды | Увеличить подачу питательной воды |
.5. Недостаточно глубокий вакуум | Проверить плотность системы, работу отсасывающего устройства |
26.5.3. Недостаточный вакуум в испарителе
Причина | Принимаемые меры |
.1. Неплотности во фланцевых соединениях и сальниках | Поджать соединения и сальники, устранить неплотности |
.2. Недостаточна подача в конденсатор охлаждающей воды или температура ее слишком высока | Увеличить производительность циркуляционного насоса, включить резервный насос. Понизить температуру охлаждающей воды |
.3. Засорение труб конденсатора | Очистить входные отверстия и трубные доски |
.4. Заполнение конденсатора пресной водой | Проверить работу конденсатного насоса |
.5. Низкое давление воды перед эжектором | Увеличить давление воды перед эжектором до номинального |
.6. Износ сопел эжектора | Заменить сопла |
.7. Повышенный износ сальников насосов | Заменить сальники |
.8. В водяном пространстве конденсатора скопился воздух | Открыть воздушные краны и выпустить воздух |
26.6. Неисправности и неполадки в работе сепараторов
26.6.1. Вибрация и повышенный шум при работе сепаратора
Причина | Принимаемые меры |
.1. Ослабление амортизаторов верхнего подшипника вертикального вала | Поджать амортизаторы. Заменить амортизаторы |
.2. Неисправность в механизме передачи и подшипниках | Осмотреть передачу и подшипники. При необходимости заменить |
.3. Неправильная сборка барабана | Перебрать барабан, установить тарелки по номерам |
.4. Сильное загрязнение барабана | Очистить барабан |
26.6.2. Уменьшение частоты вращения, нагрев фрикционной муфты
Причина | Принимаемые меры |
.1. Попадание масла на трущиеся поверхности муфты | Удалить масло с трущихся поверхностей |
.2. Попадание грязи и ветоши между барабаном и корпусом сепаратора | Очистить сепаратор |
.3. Износ колодок фрикционной муфты | Заменить колодки |
26.6.3. Вытекание масла (топлива) через патрубок переполнительной камеры
Причина | Принимаемые меры |
.1. Завышена производительность сепаратора | Уменьшить количество масла (топлива), поступающего в барабан |
.2. Сильное загрязнение сепаратора | Остановить сепаратор, разобрать и вычистить барабан |
26.6.4. При работе сепаратора в режиме кларификации барабан сепаратора быстро заполняется водой, выделенной из масла (топлива)
Причина | Принимаемые меры |
Масло (топливо) обводнено (содержит большое количество воды) | Уменьшить производительность сепаратора |
26.6.5. При работе сепаратора в режиме пурификации через патрубок для выхода отсепарированной воды вытекает также масло (топливо)
Причина | Принимаемые меры |
.1. Недостаточное количество воды для водяного затвора | Увеличить давление подаваемой воды |
.2. Неправильный выбор регулирующего кольца | Заменить регулирующее кольцо |
.3. Изменение температуры сепарации, вследствие чего регулирующее кольцо перестает соответствовать режиму | Установить требуемый температурный режим |
Часть VIII. Судовые холодильные установки
Настоящие Правила устанавливает требования к эксплуатации холодильных установок компрессионного типа, работающих на хладоне-12 и хладоне-22. В процессе эксплуатации должны выполняться также общие требования, изложенные в части I Правил.
Общие положения
1.1. При эксплуатации холодильных установок следует принимать все меры по предотвращению выброса хладона в атмосферу. В соответствии с решениями Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, сообщения с судов об инцидентах, связанных с выбросом хладона, должны без задержки передаваться судовладельцу.
Сообщение должно передаваться в случае выброса, в результате которого требуется:
- заправка (дозаправка) хладоном установки или системы;
- внесение конструктивный изменений в установку, систему или их оборудование.
В сообщении должны содержаться сведения о марке и количестве потерянного вещества, обстоятельствах и причинах потери, о последствиях инцидента и принятых мерах.
1.2. В рефрижераторном машинном помещении должен находиться журнал учета работы установки, заполняемый лицами, ответственными за работу рефрижераторной установки. На судах, на которых должность рефрижераторного механика не предусмотрена, основные данные о работе установки записываются в машинном журнале. Фиксация температур в охлаждаемых провизионных камерах должна производиться лицом, ответственным за хранение продуктов, в специальном температурном журнале.
1.3. В рефрижераторном машинном помещении на видном месте должны быть вывешены:
.1. выписки основных положений из инструкций по технике безопасности при эксплуатации размещенных в помещении машин и аппаратов;
.2. принципиальные схемы трубопроводов установки;
.3. правила оказания первой помощи при поражении хладагентом и медицинская аптечка.
При размещении холодильного оборудования средней и большой холодопроизводительности (9300-58000 Вт и свыше 58000 Вт соответственно) вне специально выделенных помещений указанные выше документы должны быть вывешены вблизи установок.
Подготовка к пуску
2.1. Перед предварительным охлаждением трюмов и камер должны быть проверены плотность закрытий охлаждаемых помещений, состояние трюмов, льял и холодильного оборудования. Выявленные дефекты должны быть устранены. О состоянии трюмов и их готовности к предварительному охлаждению должно быть доложено старшему механику. Результаты осмотра трюмов записываются в судовой журнал.
2.2. При подготовке к пуску холодильной установки необходимо:
.1. выяснить по журналу причину последней ее остановки. Если остановка была вызвана неисправностью оборудования, необходимо убедиться в устранении неисправности;
.2. проверить герметичность компрессоров, теплообменных аппаратов, трубопроводов, арматуры, приборов автоматики и другого оборудования, относящегося к системе хладона. До начала работы по выявлению утечек хладона течеискателем или другими способами помещение должно быть тщательно провентилировано.
2.3. При подготовке хладоновой системы к работе необходимо:
.1. проверить наличие хладона в установке по указателям уровня на конденсаторах и ресиверах (если имеются указатели);
.2. удалить воздух и неконденсируемые газы, если давление в системе превышает давление насыщенных паров хладона на 30-40 кПа (0,3-0,4 кгс/см ). Воздух и неконденсируемые газы удаляются при неработающем компрессоре из самой высокой части компрессорно-конденсаторного агрегата после 2-3 ч прокачивания воды через конденсатор. Выпуск производится медленно и прекращается, когда давление в конденсаторе станет близким к давлению насыщенных паров хладона (приложения VIII.1 и VIII.2), соответствующему температуре охлаждающей воды либо воздуха, прогоняемого через воздушный конденсатор;
.3. включить осушитель, если до остановки холодильной машины были обнаружены признаки влаги в системе;
.4. подготовить запорную арматуру в соответствии со схемой работы, предусмотренной инструкцией по эксплуатации. Проверить подключение приборов защиты, управления и контроля.
2.4. При подготовке к пуску системы водяного охлаждения необходимо:
.1. открыть клапаны на приемном и отливном трубопроводах;
.2. подготовить к пуску и пустить насос охлаждения либо обеспечить подачу воды из другой системы;
.3. удалить воздух из трубопроводов охлаждающей воды. В установках, имеющих электрическую блокировку пуска компрессора с насосом, поступление воды проверить после пуска компрессора.
2.5. При подготовке к пуску рассольной системы необходимо:
.1. проверить наличие, концентрацию и рН рассола;
.2. открыть запорную арматуру на всем протяжении рассольных трубопроводов, включаемых в работу;
.3. проверить исправность и срабатывание запорной арматуры с электропневмоприводом и соленоидных вентилей;
.4. подготовить и пустить в работу рассольный насос;
.5. выпустить воздух из рассольных трубопроводов испарителей и охлаждающих рассольных приборов через воздухоспускные клапаны при работающем рассольном насосе.
2.6. При подготовке компрессора к пуску необходимо:
.1. проверить наличие и уровень масла в системе (картере, маслоотделителе); открыть запорные клапаны на маслопроводах; включить подогрев масла;
.2. провернуть вручную коленчатый вал компрессора на один-два оборота и убедиться в отсутствии заеданий;
.3. предупредить вахтенного механика о предстоящем включении холодильного оборудования (только для холодильных установок большой холодопроизводительности).
Ввод в действие
3.1. Пуск холодильной установки после технического осмотра или длительной остановки производится только с разрешения рефрижераторного механика или механика, ответственного за холодильную установку.
3.2. Пуск холодильной установки осуществляется в следующей последовательности:
.1. проверить выполнение всех подготовительных работ, предусмотренных в подразделе 2;
.2. пустить вентиляторы;
.3. обеспечить нормальную работу систем пневматического управления и регулирования холодильных установок, для чего:
пустить компрессоры пневматической системы управления;
пустить установку осушки воздуха, подаваемого в пневматическую систему управления;
продуть от влаги воздушный трубопровод и ресивер пневматической системы управления;
.4. подать электропитание ко всем электрическим приборам управления, защиты, контроля;
.5. ввести в систему автоматического управления задания по поддержанию требуемого режима работ;
.6. пустить в работу компрессор (см. п.3.3);
.7. открыть запорные клапаны на трубопроводах жидкого хладона, обеспечив его проход от конденсатора до испарителей;
.8. проверить режим работы установки; в случае необходимости произвести регулировку приборов управления, контроля, защиты и сигнализации.
3.3. При пуске поршневого компрессора холодильной установки одноступенчатого сжатия необходимо:
.1. при отсутствии перепускного клапана (байпаса) открыть запорный клапан на нагнетательной стороне компрессора;
.2. при наличии перепускного клапана (байпаса) открыть его; запорный клапан на нагнетательной стороне компрессора должен оставаться закрытым;
.3. установить регулятор производительности компрессора в положение минимальной производительности;
.4. пустить в работу насос подачи смазочного масла на компрессор (при отсутствии автоматического запуска насоса совместно с компрессором);
.5. в установках, имеющих регулирование скорости вращения, пустить в работу компрессор с минимальной скоростью, постепенно увеличивая ее и контролируя:
исправную работу системы смазки;
показания амперметра, не допуская возрастания силы тока выше предельно допустимых величин;
показания манометров, не допуская возрастания давления конденсации выше предельно допустимых величин и работу компрессора на вакууме;
.6. по достижении номинальной частоты вращения компрессора открыть запорный клапан на нагнетательной стороне, если он был закрыт, после чего закрыть байпасный клапан;
.7. медленно открыть запорный клапан на всасывающей стороне компрессора. При появлении стуков в цилиндре компрессора, указывающих на попадание в них жидкого хладона, нужно быстро закрыть клапан на всасывающей стороне компрессора. После полного прекращения стуков в цилиндрах постепенно открыть всасывающий клапан;
.8. временно перекрыть клапан на трубке, связывающей компрессор с прессостатом низкого давления, если невозможен запуск компрессора ввиду понижения давления всасывания и срабатывания прессостата.
3.4. При пуске винтового компрессора холодильной установки одноступенчатого сжатия необходимо:
.1. открыть запорный клапан на всасывающей стороне компрессора;
.2. выполнить требования, изложенные в п.3.3.3,.4;
.3. медленно и плавно открыть запорный клапан на нагнетательной стороне компрессора;
.4. подать электропитание к приводу компрессора, выполняя при этом требования, изложенные в п.3.3.5,.8;
3.5. При пуске холодильной установки провизионных камер малой и средней производительности необходимо выполнить только требования пп.3.1; 3.2.1,.2,.4,.6,.7,.8; 3.3.1,.2,,3,.5.
3.6. При пуске холодильной установки шкафов, охлаждаемых прилавков, ледоделок, питьевых колонок, морожениц необходимо выполнить только требования, изложенные в пп.3.1; 3.2.6;.8; 3.3.5.
3.7. При подключении теплообменных аппаратов непосредственно после пуска компрессора необходимо:
.1. открыть запорные клапаны либо регулирующие запорные клапаны на трубопроводах подачи жидкого хладона, помимо автоматических приборов заполнения испарителей; при этом следить за температурой во всасывающем трубопроводе у компрессора и температурой испарения, не допуская снижения разности этих температур менее 10 °С;
.2. закрыть запорные клапаны или ручные регулирующие запорные клапаны на трубопроводах подачи жидкого хладона, помимо автоматических приборов заполнения испарителей, при достижении устойчивого перегрева паров на выходе из испарителя на 2-3 °С выше перегрева, рекомендованного в п.4.1.4;
.3. контролировать поступление охлаждающей воды в механизмы и теплообменные аппараты установки.