Контроль над реакциями

 

В нашем обществе принято считать, что люди отвечают (несут ответственность) за эмоциональные переживания других людей. Это великое заблуждение. Мы не можем нести ответственность за то, что чувствуют другие люди, потому что они сами являются авторами своих чувств, а не мы.

Мы можем совершать действия – и мы отвечаем за них, но за то, какую реакцию это вызовет у других, мы не можем отвечать, поскольку у каждого человека реакция может быть отличной от других. И то, какая именно это реакция, зависит от того, кто чувствует, а не от того, кто делает.

 

Пример:  мужчина щиплет женщину за попу. Одна женщина в этой ситуации испытывает гнев, другая – радость, третья – страх и т. д. Каждая по-своему воспринимает мир, и это обусловлено ее личной историей и мировоззрением. Поэтому этот мужчина не отвечает за то, как женщина отреагирует, он отвечает только за свое действие и за то, что он вызовет какую-то реакцию, а вот какую – зависит не от него.

Однако дальше, когда женщина отреагирует, от него будет зависеть, что сделает он в ответ. И он отвечает за это действие. В этом и есть разница между виной и ответственностью. Если мужчина ущипнул за попу женщину, которая возмущается, абсолютно нормально с его стороны будет отнестись к реакции женщины как к естественной для нее и не возмущаться, что, видите ли, она не обрадовалась. Именно в этом выражается ответственность.

 

Модели поведения

 

Ситуация 1.  Мужчина ущипнул женщину, она пугается и думает: «Я виновата в этом сама».

Ситуация 2.  Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Она дура, я не виноват».

Ситуация 3.  Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Я кретин, я виноват».

 

Во всех этих ситуациях при разных реакциях участников есть одно общее: оба не уважают себя и другого. Когда вы считаете, что вы виноваты в том, что чувствует другой, вы не уважаете себя. Когда вы думаете, что другой виноват в том, что вы чувствуете, вы предаете собственную дееспособность: способность реагировать и отстаивать себя.

 

Упражнение 5

 

В течение сегодняшнего дня отслеживайте, как вы реагируете на слова и действия других людей в ответ на ваши слова и действия.

Если каждый раз, когда реакция другого человека вам не понравилась, вы думаете: «Я виноват, я плохой (плохая)», – ваши проблемы в общении явно связаны с тем, что вы не осознаете собственной ценности, а также с тем, что вы любите брать ответственность за происходящее на себя. В этом случае задайте себе пару вопросов об ответственности.

 

Формула дня

открытое общение

=

взаимопонимание

 

1 Зачем мне  столько ответственности? Что я получаю от нее?

2 Чего я избегаю,  беря на себя столько ответственности?

 

Если же в этом же случае вы чаще склонны думать «Он (она) – плохой, он (она) неправ(а)», скорее всего, вы не признаете того факта, что у другого человека могут быть собственные резоны реагировать так, как он реагирует. В этом случае вам необходимо развивать в себе интерес к тому, чтобы узнавать чужие мотивы, и тогда вы сможете лучше ориентироваться в общении.

 

Вариант развития событий, где каждый человек признает ответственность за свои действия и не «грузит» себя ответственностью за чужие действия и чувства, выглядит так:

Мужчина щиплет женщину за попу, она говорит:

– Возмутительно! Не прикасайтесь ко мне!

– Простите, я ошибся.

Каждый из этих людей осознает, что он отвечает за свои действия, способен за себя постоять и уважает другого: не оскорбляет, не обвиняет, не заставляет взять на себя всю ответственность за двоих в этой ситуации, а признает свою собственную зону. Вы можете перенести этот пример на любой конфликт, на любые взаимоотношения.

Итак, очень важно признавать, что вина – неконструктивное чувство. Если вы признаете это, то, когда вы предъявляете свои чувства другому человеку, у вас не будет страха, что вас отвергнут или отнесутся к вам с презрением, поскольку вы способны за себя постоять. У вас не будет чувства вины, когда другой человек будет предъявлять вам свои чувства.

 

Выражение реакций

 

1 Что  вы чувствуете в данной ситуации к этому человеку.

2 Какие  слова и действия другого человека вызывают это чувство.

3 Желаемый  для вас выход из сложившейся ситуации.

 

Например:  «Я чувствую … в связи с тем, что и я хочу …».

Если чувства в диалоге выражаются по такой схеме, то знакомство с другим человеком и его внутренним миром строится не на догадках, таких как «я обижусь, и он все поймет…», «я проучу его, и он больше меня не обидит.», а на ясном представлении себя другому человеку. Понять нас могут совсем не так, как мы хотим, поэтому важно именно говорить о своих чувствах.

Чтобы отработать последовательность выражения чувств, выполним следующее упражнение.

 

Упражнение 6

 

В течение сегодняшнего дня отслеживайте чувства, которые возникают у вас в разных ситуациях. И записывайте их.

 

Ситуации за день

 

Вечернее задание

 

Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим.

Эсхил

 

День

 

 

Девиз

 

Сотрудничество эффективнее конкуренции

 

Задача

 

Научиться находить компромиссы

 

Противоречия в общении

 

Когда вы научились четко выражать свои чувства в общении, возникает еще один вопрос: как уладить противоречия, которые неизбежно возникают у людей в общении, поскольку наши потребности могут сильно различаться?

Перед вами стоит задача: научиться договариваться. Вот простейший пример такой договоренности:

– Я терпеть не могу гладить рубашки, но я смогу это делать, если ты будешь чистить мои сапоги…

– Я не хочу чистить твои сапоги, лучше я буду отдавать рубашки в химчистку.

Ситуации дня

 

Упражнение 7

 

Запишите все ситуации сегодняшнего дня, в которых ваши потребности противоречили потребностям другого человека. Заполните таблицу.

Большинство людей думает, что умеет общаться, но на самом деле это не так. Часто под умением общаться люди понимают умение болтать на разные темы или умение манипулировать вниманием и действиями других людей.

Ни болтовня, ни манипуляции не приносят желаемого: невозможно заставить других людей относиться к вам как-то, как вы хотите, можно только научиться находить взаимопонимание. Манипуляции и болтовня не помогают выстраивать гармоничных отношений, избегать конфликтов на работе, не ссориться с близкими людьми.

 

Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.

Томас Карлейль

 

Очень часто люди, привыкшие общаться именно так, приходя на тренинг, узнают, что те способы, которые они считали эффективными, на самом деле мешали им эффективно взаимодействовать друг с другом.

 

Примеры

 

Приказания:

– Ты будешь делать то, что я тебе скажу!

– Не пей больше!

Оценки:

– Ты пошел весь в свою мать, такой же.

– Ты что бестолковая, не видишь, куда едешь?!

Обобщения:

– Вы все время опаздываете на работу, до каких пор это будет продолжаться?!

– Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Надежды Петровны страдает весь наш отдел!

Шантаж:

– Ничего другого я от тебя и не ожидал!

– Ах так, значит, я уйду!

 

Манипуляция людьми, доминирование и унижение не являются эффективными способами межличностного взаимодействия.

 

Вы можете видеть такие примеры сплошь и рядом. Если директор унижает и оскорбляет сотрудников, не платит им зарплату, кормит обещаниями, то в такой компании всегда будет большая текучка кадров, люди все время будут увольняться. Но начальник, который, как психолог, тонко чувствует каждого своего сотрудника, находит к ним подход, будет вознагражден верными и преданными сотрудниками, которые принесут компании прибыль.

 

Когда клиент говорит: «Вы же профессионалы», – это означает следующее: «Я ничего не понимаю, но не позволю сделать так, как надо, вынесу вам мозг, настаивая на своих желаниях, буду доставать вас по каждой мелочи и стенать над каждой копейкой. А когда выйдет нечто непохожее на воздушный замок моих мечтаний, я буду вздыхать: «Ну что же вы, вы же профессионалы…»

 

 

Формула дня

Поиск точек соприкосновения

=

эффективное общение

 

Эти принципы давно известны в бизнесе. И это так же верно работает и в личных отношениях. Удивительно то, что на работе мы часто готовы сохранять более уважительные отношения, чем дома! Мы предлагаем вам взять на вооружение наше следующее правило:

Если вы можете выстраивать тактику и стратегию отношений таким образом, чтобы и вы были довольны, и ваш партнер тоже, это называется сотрудничество. Однако для того, чтобы такое сотрудничество случилось, необходимы тактика и дипломатия.

 

В основе всех нарушений правил общения – борьба за власть. Личные отношения – это тоже работа, которая приносит свои дивиденды.

 

 

Вечернее задание

Огромное количество конфликтов существует постольку, поскольку борьба за цель перестает быть борьбой за цель. Если вы боретесь за то, чтобы другой человек признал ваши ценности как свои, вместо того чтобы с уважением отнестись к его ценностям и найти способ, подход к тому, чтобы он помог вам воплотить вашу цель, вы оказываетесь в постоянной конфронтации с миром, реализуя свои цели лишь минимально.

Для реализации целей необходимо сотрудничество. И умение его строить – это искусство.

Человеку, который говорит другим людям хорошее, легче найти сотрудников и соратников. И для этого даже не нужно врать: в каждом человеке и в каждом его поступке есть позитивная часть, нужно только потрудиться ее разглядеть.

 

Борьба за цель перестает быть борьбой за цель, когда становится борьбой за место в уме другого. Вместо того чтобы спорить о том, кто кого будет слушать, я уступлю, но с тем, чтобы потом мы оба занялись моим делом.

Петр Ершов

 

День

 

 

Девиз

 

Выражайте себя и слушайте другого

 

Задача

 

Освоить навыки успешного общения

 

Навыки общения

 

То, как мы общаемся, влияет на то, как с нами обращаются люди, как они к нам относятся. Люди, которые ясно выражают свои мысли и чувства, обладают даром убеждения, вызывают глубокое уважение и симпатию, притягивают своей ясностью и непосредственностью.

 

Когда мы правильно и точно выражаем свои мысли, наша точка зрения понятна другим людям, поэтому вероятно, что они ответят сообразно нашим потребностям.

Итак, вот какие навыки вам необходимы, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом:

 умение спрашивать и уточнять;

 умение разделять с собеседником важные ему темы и чувства;

 умение реагировать (давать обратную связь, делиться своими чувствами, опытом).

 

Успешность общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать.

 

Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт.

 

Вспомните, как реагируют животные, когда вы их зовете: они поднимают уши. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает ему вашу заинтересованность в нем.

 

При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.

1 Смотрите на собеседника.  Зрительный контакт является важным элементом коммуникации. Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что он говорит. Это не значит, что вы должны смотреть, не мигая или не отводя периодически взгляда. Неотрывный прямой взгляд может вызывать дискомфорт. Избегайте обеих крайностей.

2 Реагируйте.  Дайте человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника кивками, словами типа «да», «понимаю вас» и т. п.

З Не заканчивайте предложение за другого человека.  Иногда у вас может появиться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем он хочет сказать, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому оформить мысль.

4 Задавайте вопросы «на понимание».  Если вы чего-то не поняли, спрашивайте, уточняйте: «Правильно ли я вас понял…», «Вы имели в виду, что…», «Вы хотите сказать, что.» Просьба уточнить или дополнить информацию, прояснить позицию собеседника – один из показателей активного слушания. Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.

5 Перефразируйте.  Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания перефразирование дает возможность вашему собеседнику увидеть, что его слушают и понимают. Если вы используете этот способ для понимания, обязательно начните со вступления, например: «Из ваших слов я понял следующее.», или «Позвольте, я проверю, правильно ли я вас понял? Вы говорите, что…», или «Я бы хотел произнести, что я понял…»

 

Ко мне недавно приходил друг, и я ему решил показать альбомы с фотографиями. Так вот, вошла моя мама и показала ему все СВОИ фотографии…

 

6 Замечайте чувства.  Фразы «Я понимаю ваше состояние…», «Я вижу, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают, его поддерживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим.

7 Делитесь своим опытом.  «Мне знакомо то, о чем вы говорите, у меня была похожая ситуация в жизни, и я.», «Наверное, мне тяжело понять вас, я не испытывал ничего подобного…» Если вы будете использовать эти фразы, собеседник почувствует, что вы его понимаете.

 

Одна из самых трудных задач – это соблюсти баланс: знать, когда говорить, когда – молча слушать, когда – делиться своим опытом и чувствами, уточнять и т. п.

Если в общении вы слишком акцентируете внимание на своей персоне, то становитесь человеком «душным», если полностью погружаетесь в проблемы собеседника, совершенно забывая о себе, – то «скучным».

 

Формула дня

Внимание

+

участие

=

успешное общение

 

Плохой способ делиться опытом: в ответ на историю, которую поведал вам собеседник, рассказывать свою историю («О, у меня было так же!») в два раза дольше.

 

Упражнение 8

 

Выберите любую ситуацию, в которой вы оказались за последнее время. Например, кто-то из знакомых рассказывает вам какую-то историю. Запишите в таблицу ваши примерные реакции на его слова.

Если вы заметили, что в диалоге обычно чего-то не делаете, попробуйте понять, что мешает вам это делать? Обычно это различные идеи о том, что «так делать нехорошо». Привет родителям.

В течение дня попробуйте общаться по описанным здесь правилам и в вечернем задании запишите, что у вас получилось, а что – нет.

 

Ситуация дня

 

Вечернее задание

День

 

 

Девиз

 

Иногда лучше согласиться на разногласия, чем искать согласие в том, в чем согласия быть не может

 

Задача

 

Научиться взаимодействовать в спорной ситуации

 

Споры и конфликты

 

 

Правила безопасности

 

1 Скажите  оппоненту, что не хотите спорить. Пусть каждый останется при своем мнении.

2 Если вы  все же начали спорить, не забывайте, что у вашего оппонента может быть свое мнение.

З В ссоре  никогда не удастся защитить свои интересы или прийти к решению. Оцените возможные последствия конфликта, признайте их со своим оппонентом, поговорите мирно о тех проблемах, которые так эмоционально на вас воздействуют.

 

Для того чтобы сохранить хорошие отношения с человеком, с которым у вас разные точки зрения или от которого вы слышите критику, избегание конфликта – это не лучший способ, так же как и превращение разногласий в ссору. Одно простое правило поможет вам найти золотую середину в том, чтобы не соглашаться, но и не ссориться. Это правило можно представить так.

 

Абрамович встречает Рабиновича: «Мойша, шо такое? Я слышал, что ты развелся уже в четвертый раз. Неужели все женщины такие привередливые?» – «Нет… только моя мама».

 

Когда вы сообщаете партнеру о том, что вам не нравится в его поведении, в своей фразе отметьте две составляющие:

• ваше истинное отношение к самому партнеру (оппоненту);

• предмет вашего несогласия.

 

Например

 

«Я очень хорошо отношусь к тебе и не хочу портить с тобой отношения, но мне не нравится, что…»

«Я уважаю тебя и ценю, но…»

«Я люблю тебя, и мне важны отношения с тобой, но.»

Еще более тонким и важным повышением уровня вашей коммуникации будет умение заменять слово «но» на «и»: «Я уважаю тебя и ценю, и в то же время мне неприятно, что…»

 

Упражнение 9

 

Вспомните какую-нибудь недавнюю ситуацию в отношениях с кем-либо и попробуйте «разложить» вашу реакцию, ваш ответ на то, что вам не нравится в поведении партнера, по предложенной выше схеме.

 

Упражнение 10

 

Очень часто конфликты и ссоры возникают в связи с тем, что кто-то из партнеров старается «подстроиться» под другого, жертвует своими интересами и рано или поздно становится этим недоволен. Такое поведение называется «созависимым».

 

Составьте список всех людей, с которыми вы общаетесь больше всего. Это могут быть ваши близкие, друзья, коллеги.

 

Формула дня

Уважение к себе и к другому

=

ровные, стабильные отношения

 

Заполните таблицу (на с. 70),  поставив слова «да» или «нет».

Чем чаще в этом упражнении вы ответили «да», тем более зависимое положение у вас вообще в отношениях с людьми.

 

Однако есть и другая сторона медали. Если вы привыкли к тому, чтобы вами управляли, то, скорее всего, и вы сами склонны управлять другими, то есть ставить их в зависимое от себя положение. Возможно, вы делаете это другими способами. Проверьте себя: какие это способы?

 

Чтобы быть привлекательным, важно в своих коммуникациях не изменять себе и находить способы относиться бережно к партнеру.

 

Равное уважение к себе и к другому – залог ровных, стабильных отношений.

 

Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься.

Теодор Рузвельт

 

 

Ситуация дня

 

Вечернее задание

День

 

 

Девиз

 

Будьте проще, и к вам потянутся люди

 

Задача

 

Научиться не «парить» себя и других

 

Легкость общения

 

Наверное, вы не раз слышали: «Этот человек мне нравится потому, что с ним легко». С кем бывает легко? С тем, кто не «парит» своими проблемами других и не «парится» сам. Мне кажется, что это «париться» – центральное понятие в отношениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: