double arrow

Парижская опера, акт первый


 

1Интервью Дж. Хэрман автору.

2Пенсионный возраст для танцовщиков‑мужчин наступал в 45 лет, для женщин – в 40 лет. По декрету от 12 марта 2002 г. танцовщики обоего пола выходят на пенсию в 42 года.

3Как сказал мне Рэймон Франшетти.

4Третий акт «Баядерки» (1974), «Манфред» (1979), полная версия «Дон Кихота» (1981).

5После длительного царствования Сержа Лифаря (1930–1945, затем 1947–1958) директорами балетной труппы были: Харалд Ланд ер, Жорж Скибин (1958–1961), Мишель Декомбе (1962–1969), Джон Тарас (1969–1970), Клод Бесси (1970–1971), Рэймон Франшетти (1971–1978), Виолетта Верди (1978–1980) и, наконец, Розелла Хайтауэр (1980–1983). В 1970 году Ролан Пети отказался от должности.

6Были, конечно, и исключения. В семидесятых годах, когда у руля стоял Рэймон Франшетти, на одну и ту же главную роль назначались несколько солистов, а приглашенные хореографы выбирали исполнителей, не обращая внимания на их степени, но при Виолетте Верди все вернулось на круги своя.

7Этот «экзамен по танцу» был установлен в 1860 году по совету Марии Тальони. В настоящее время кандидаты на каждый уровень танцуют две вариации, обязательную и произвольную, из репертуара Оперы. Жюри состоит из десяти человек: трех членов дирекции, двух приглашенных со стороны специалистов и пяти танцовщиков Гранд‑опера, выбранных самими кандидатами. Степень присваивается публично. Критерием присвоения степени являются две оценки: в пределах 10 баллов оценку выставляет дирекция (по совокупности работы, проделанной в течение года), в пределах 20 баллов – жюри, путем тайного голосования.




8Первоначально называлась Группа театральных исследований Парижской оперы; создана в 1975 году Рольфом Либерманом, руководила ею Каролин Карлсон. В 1981 году была переименована в Группу хореографических исследований Парижской оперы. Руководитель Группы Жак Гарнье в целях развития современных тенденций в балетном искусстве приглашал в Гранд‑опера многих американских хореографов (Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Кароль Армитаж, Карин Сапота и др.). В 1989 году, после смерти Жака Гарнье, деятельность Группы была окончательно прекращена.

Nouvel Observateur », 14 октября 1983 г.

10Евгений Поляков получил образование в Хореографическом училище при Большом театре. Танцевал в Новосибирском театре оперы и балета, затем преподавал в родном училище. В 1976 году остался в Италии, навсегда покинув СССР. До перехода в Парижскую оперу работал балетмейстером флорентийского «Teatro Communale ».

11Интервью Т. Фуке автору.

12Интервью П. Барта автору.

13Интервью А. Фоссюрье автору.

14Рудольф посещал, в частности, уроки Александра Калюжного (1923–1986), известного педагога, получившего образование в Школе русских эмигрантов в Париже. Нуреев и Калюжный были в хороших отношениях и говорили между собой по‑русски.



15Интервью М. Лудьер автору.

16Интервью Ж.‑М. Дидьера автору.

17Интервью Ш. Жюда автору.

18Интервью Э. Морен автору.

19«Sunday Times », 13 марта 1983 г.

20Интервью Э. Морен автору.

21Интервью Ж.‑М. Дидьера автору.

22Интервью М. Денара автору.

23Интервью «Le Monde », 9 июня 1985 г.

24Обе родились в 1943 году и достигли пенсионного возраста как раз в 1983 году.

25Об этом мне рассказал Шарль Жюд.

26«L'Express », 6–2 апреля 1984 г.

27«Quotidien de Paris », 26 января 1984 г.

28Американский хореограф Уильям Форсайт (род. 1949) обучался классическому балету и джазу, обожал комиксы, рок и музыкальные комедии. С 1973 года танцевал в Балете Штутгарта, с 1976 года пробовал себя как хореограф. Когда он оказался в Опере в 1983 году, в его активе имелось уже 20 балетов, созданных для различных европейских трупп. Форсайт использовал виртуозность классического балета, но, чтобы придать ему современное звучание, доводил до крайности состояние неустойчивости. Его стиль вдохновил Джорджа Баланчина на создание абстрактных композиций. Франция открыла Форсайта благодаря Нурееву. В 1984 году Форсайт принял руководство Балетом Франкфурта и к 2004 году сделал из него одну из самых известных в мире трупп.

29Но тот, к сожалению, умер 30 апреля 1983 года.

30«Le Monde », 9 июня 1985 г.

31Там же, 18 августа 1983 г.

32«Liberation », 16 декабря 1991 г.

33Интервью Ж.‑М. Дидьера автору.

34Цитата из прекрасно иллюстрированной книги «Рудольф Нуреев в Париже», рассказывающей о парижских годах Нуреева, начиная с 1961 года, но особенно о шести годах, когда он возглавлял балетную труппу Парижской оперы. (Rudolf Noureev à Paris. – La Martinière‑Opéra de Paris, 2003.)



35Интервью Э. Морен автору.

36«L'Express », 6 апреля 1984 г.

37Цит. по: «L'Événement du jeudi », 8–14 октября 1992 г.

38Интервью П. Барта автору.

39Интервью Г. Тесмар автору.

40Интервью Ж.‑Л. Шоплена автору.

41Отрывок из протокола («Выступление Рудольфа Нуреева перед балетной труппой Оперы 9 ноября 1984 г.»).

42Принц Зигфрид – Шарль Жюд, Одетта – Одиллия – Элизабет Платель, Ротбарт – Вольфганг – Патрис Барт.

43«Le Monde », 9 июня1985 г.

44Интервью М.‑К. Пьетрагалла автору.

 

Глава 16







Сейчас читают про: