double arrow

Вызов собственному телу

 

1 Temps lies avec Noureev.

2Отрывки из балетов, исполненные между 1920‑м и 1974 годами танцовщиками Кировского театра (в том числе нуреевское па‑де‑де из «Корсара»), были смонтированы в видеофильм «The glory of the Kirov» (DVD, NVC Arts). Кадры с Нуреевым являются редчайшими, потому что советский режим уничтожил почти все записи после его побега в 1961 году.

3Цит. по: Nureyev. Confessioni, una conversazione lunga trenfanni.

4 «Vogue», март 1993 г.

5 Петер Мартинс (род. 1946) – датский танцовщик; учился в школе танца Королевского балета Дании, с 1967 года солист труппы. В 1970 году покинул Копенгаген ради Баланчина, который пригласил его в «New York City Ballet». Любимейший танцовщик Баланчина, он возглавил труппу после его смерти в 1983 году.

6 Otis Stuart. Perpetual motion, the public and private lives of Rudolf Nureyev. – New York, 1995.

Dance Magazine», июль 1965 г.

8Интервью P. Франшетти автору (октябрь 2002 г.).

9Интервью Ж. Майера автору.

Жильбер Майер (род. 1934) учился танцу в Женеве, затем, с 1948 по 1951 год, в Школе при Парижской опере. С 1955 года – солист Грандопера. с 1970 года – преподаватель кордебалета Гран‑опера и Школы танца Парижской оперы. Как педагог по контракту работал с другими крупными танцевальными труппами.

10Там же.

11Интервью Ж. Намона автору (июль 2002 г.).

Жак Намон (род. 1948) был солистом Парижской оперы; танцевал в безукоризненном классическом стиле. Вскоре был замечен как талантливый педагог. Руководил Школой танца Балета Марселя, созданного Роланом Пети. В настоящее время продолжает преподавать в Школе танца Парижской оперы.

12Интервью Ж. Майера автору.

13Интервью Г. Зараспе автору (февраль 2003 г.).

Аргентинский танцовщик Гектор Зараспе (род. 1931) преуспел и в классическом балете, и в народном танце (фламенко и танго). Танцевал с балетом Колон в Буэнос‑Айресе, затем стал преподавателем. В 1992 году создал спектакль «Tango passion», пользующийся огромным успехом во всем мире.

14Интервью Э. Купер автору.

15Интервью Л. Пиньотти автору.

16Интервью Ж. Гизерикса автору.

17Интервью Г. Тесмар автору.

18Не считая Кировского театра (1989 г.), Нуреев никогда не танцевал ни с одной компанией из стран Восточного блока.

19 Роберт Хелпман (1909–1986), звезда «Sadler’s wells Theater» (с 1974 года – Английская национальная опера), был любимым партером Марго Фонтейн до 1950 года. Австралиец по рождению, в 1951 году он вернулся на родину и стал руководителем первой национальной балетной компании.

20 Sasha Anawalt. Joffrey Ballet, Robert Joffrey and the making of an american dance company. – University of Chicago Press, 1997. (Великолепная монография об одной из новаторских компаний американского балета.)

21 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trendanni.

22«Los Angeles Times», 4 сентября 1977 г.

23 «Esquire», июль 1968 г.

24Со слов Мари‑Кристин Мун, частой партнерши Нуреева.

25Рудольф‑Никогда‑Не Отменяющий. На театральном жаргоне off – отмена спектакля.

26Интервью Ш. Жюда автору.

27Интервью Л. Пиньотти автору.

28 Temps lies avec Noureev.

29Интервью H. Гонзалес автору.

30Интервью X. Галля автору.

31Интервью А. Фоссюрье автору.

32Там же.

33Интервью Л. Пиньотти автору.

34 Nureyev: His Tife.

35Со слов Луиджи Пиньотти.

36Когда к группе присоединилась Марго Фонтейн, группа стала называться «Фонтейн, Нуреев и Друзья».

37 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trendanni.

38Интервью Ж. Гизерикса автору.

39Интервью М‑С. Суби автору.

40Маэстро Карбоне сам рассказывал мне об этом.

Итальянский танцовщик Джузеппе Карбоне долгое время проработал в Бонне, трижды был художественным руководителем «Ла Скала». Возглавлял балетные труппы Рима, Вероны, Венеции.

41«Я не опоздал. Скажем, что я пришел не вовремя». Со слов Луиджи Пиньотти.

42Интервью Н. Гонзалес автору.

 

Глава 12

Рудимания

 

1Интервью Ж. Сегелы автору.

Paris‑Presse», 14 марта 1962 г.

Esquire», июль 1968 г.

4Гастон Кальметт в «Le Figaro», 30 мая 1912 г.

5«Руди – Марго навсегда».

Esquire», июль 1968 г.

Newsweek», 19 апреля 1965 г.

8«Мы хотим Руди, желательно голого».

9Интервью Р. Гейбла автору.

10Интервью Л. Пиньотти автору.

11 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trenfanni.

12Интервью С. и Л. Перри автору.

13Там же.

14Там же.

15Там же.

16Там же.

17Свидетельство Майны Гилгулд в «Dance Europe», февраль 2003 г.

18«I’m a dancer», фильм Пьера Журдана, снятый в 1970 году и реставрированный в 1995‑м. Номинирован жюри Golden Globe как лучший документальный фильм 1975 года. Кажется, я уже писала о том, что Нуреев его ненавидел.

19Интервью С. Перри автору.

20Интервью Ф. Грембера автору. Филипп Грембер был женат на бывшей танцовщице из Парижской оперы Алет Франсийон. Он хорошо знал Нуреева. Цитаты, следующие ниже, взяты из его небольшого замечательного эссе о Нурееве «Le silence des idoles», вышедшего в издательстве «Агchimb aud».

21«Time», 30 апреля 1965 г.

22Интервью Ш. Жюда автору.

23 The dancer who flew…

24Там же.

25Яркая личность, Сол Юрок был настолько популярен в США, что стал героем голливудского фильма Митчела Лейзена «Tonight we sing» (1953).

26«Sunday Express», 27 февраля 1972 г.

27«L'Événement du Jeudi», 8–14 октября 1992 г.

28 Nureyev: His Life.

29Интервью Дж. Уайета автору.

30Там же.

31Наброски и картины Джеймса Уайета, изображавшие Нуреева, демонстрировались на передвижной выставке в США в 2002–2003 годах. К выставке был издан каталог «Capturing Nureyev: James Wyeth paints the dancer». (Press of New England, 2002.)

32Интервью К. Массон автору.

33 Nureyev: His Life.

34«The Guardian», 24 июня 1972 г.

35«Buckle at the ballet».

36Интервью для «Show Business Illustrated», повторенное в «Dance Magazine», март 1962 г.

37Из интервью Сандора Горлински «Sunday Express», 27 февраля 1972 г.

38«Le Monde de la musique», апрель 1983 г.

39«Journal du Dimanche», 13 апреля 1986 г.

40Из сообщения в печати о прибытии коллекции Нуреева (фильмы и видео) в New York Public Library for the Performing Arts в 1999 году.

41Между 1969 и 1972 годами каждый вечер в прямом эфире на американском канале АВС проходили встречи телеведущего Дика Каветта с со звездами модных спектаклей, затем шоу переместилось на канал PBS.

42Создатели шоу использовали игру слов на английском: «Swan Lake» («Лебединое озеро») и «Swine Lake» («Озеро свиней»). Эта передача была показана 23 января 1978 г. Имеется на DVD.

43«Dancing Time», июнь 1964 г.

 

Глава 13

Внутренние демоны

 

Esquire», июль 1968 г.

2Интервью Л. Пиньотти автору.

3Интервью Р. Франшетти автору.

Newsweek», 19 апреля 1965 г.

5Интервью М. Реду автору.

Le Monde», 24 августа 1973 г.

7Интервью Э. Купер автору.

8Интервью Ф. Адре автору.

Франсуаза Адре (род. 1920) – основательница Балета Ниццы. Работала в труппах Балет Парижа, Амстердамской оперы, в Ницце, Загребе, Варшаве, Софии и других театрах. С 1968 года – главный балетмейстер Современного балетного театра в Амьене. Руководила Балетом Лиона, Северным балетом, занимала ответственные посты в Министерстве культуры Франции.

9Интервью В. Верди автору.

10Интервью Гислен Тесмар автору.

11«Привет, это Рудольф. Ничего, что я разбудил вас?»

12Интервью Н. Гонзалес автору.

13Со слов Джеймса Уайета, американского художника, организовавшего тот вечер.

14Со слов Луиджи Пиньотти, присутствовавшего при этой сцене.

15«Newsweek», 19 апреля 1965 г.

16Интервью Р. Данвера автору.

17Интервью Ж‑К. Бриали автору.

18Там же.

19 Nureyev: Confessioni, une conversazione lunga trenfanni.

20 Интервью M.‑K. Пьетрагалла автору.

Мари‑Клод Пьетрагалла (род. 1963) обучалась в Школе танца при Парижской опере, в 1979 году была принята в труппу. Очень своеобразная балерина, как классического, так и современного стиля, она не была в числе тех, кому Нуреев отдавал профессиональное предпочтение, хотя многие хореографы (Ролан Пети, Каролин Карлсон, Морис Бежар) проявляли к ней интерес. В 1990 году Патрик Дюпон назначил ее солисткой. Через восемь лет она покинула Парижскую оперу и стала руководителем Национального балета Марселя. В 2004 году основала собственную компанию.

21Интервью Н. Гонзалес автору.

22Интервью М.‑К. Муи автору.

Танцовщица Парижской оперы, Мари‑Кристин переехала из Парижа в Бостон и там часто танцевала с Нуреевым в Бостонском балете.

23Интервью Э. Платель автору.

24Интервью Л. Пиньотти автору.

25Интервью Г. Варейлеса автору.

26 Мишель Рено (1927–1993), солист Парижской оперы с 1946 года, был одним из любимых танцовщиков Сержа Лифаря, что, очевидно, вызывало зависть Нуреева. Когда Нуреев возглавил балетную труппу в 1983 году, Мишель Рено был преподавателем (с 1972 года). Между звездами сразу же возникла враждебность.

27Интервью Л. Пиньотти автору.

28Интервью М. Данвера автору.

29 Nureyev: Confessioni, une conversazione lunga trenfanni.

30Интервью Ж.‑Л. Шоплена автору.

31«Time», 16 апреля 1965 г.

32«Esquire», июль 1968 г.

33Там же.

 

Глава 14

Бедняк, богач…

 

1В сентябре 1961 года Франц Спелман долго беседовал с Нуреевым для журнала «Show Business Illustrated». Интервью было куплено «Dance Magazine» и опубликовано в марте 1962 года.

Time», 16 апреля 1965 г.

3Я узнала об этом от Марио Буа, издателя, длительное время занимавшегося вопросами авторских прав Нуреева. Он – автор фотоальбома Нуреева с очень личным текстом: Mario Bois. Roudolf Noureev. – Ed. Plume, 1993.

4Интервью Дж. Хэрман автору.

5Интервью М. Буа автору.

6Интервью Р. Данвера автору.

Esquire», июль 1968 г.

The Spectator», 16 января 1993 г.

9Там же.

10«Time», 16 апреля 1965 г.

11Интервью Г. Зараспе автору.

12Интервью М. Буа автору.

13Интервью Г. Тесмар автору.

14Интервью Н. Гонзалес автору.

15 Mario Bois. Roudolf Noureev.

16Интервью Б. Купер автору.

17Интервью Г. Тесмар автору.

18Интервью Г. Зараспе автору.

19Интервью Г. Тесмар автору.

20 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trendanni.

21 Temps lies avec Noureev.

22Именно у этого дома Джон Леннон был убит 8 декабря 1980 года.

23См., например: «Architectural Digest», сентябрь 1985 г. и август 2002 г.

24Интервью А. Фоссюрье автору.

25Интервью Н. Харли автору.

26Фильм «Rudolf Nureyev».

27Интервью Ш. Жюда автору.

28 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trendanni.

29 Леонид Мясин (1895–1979), покинув Большой театр, с 1913 года выступал в труппе «Русский балет С. П. Дягилева». Был известен благодаря ролям в бурлескных, новаторских балетах «Парад», «Треуголка» «Лавка чудес», «Пульчинелла», которые до сих пор остаются в репертуаре западных компаний.

30 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trenfanni.

31Там же.

32Интервью Ж. Ринге автору.

33Интервью Ж.‑К. Бриали автору.

34Каталог выставленного на продажу имущества Нуреева в двух томах, изданный Christie's, в настоящее время исчерпан.

35Интервью Л. Пиньотти автору.

36Вместе с Ренцо Монджиардино он работал над декорациями «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли.

37Интервью Э. Каркано автору.

38Там же.

39Там же.

 

Глава 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: