Современный танцовщик

 

1 «Rudolf Noureev». Специальный выпуск, посвященный Нурееву, журнала «L'Avant‑Scene Ballet dance», октябрь 1983 г.

2 «Newsweek», 22 декабря 1975 г.

3 «L’Avant‑Scene Ballet dance», октябрь 1983 г.

4 Пол Тейлор (род. 1930) до двадцати двух лет занимался плаванием и только потом обратился к танцу, который изучал у Марты Грэхем, Мерса Каннингема, Хосе Лимона и Энтони Тюдора. Его талант был настолько очевиден, что Марта Грэхем пригласила его в свою труппу («Martha Graham Dance Company»), где он быстро стал солистом. Вскоре, однако, собрав единомышленников, Тейлор создал свою собственную труппу, которая и по сей день считается одной из лучших танцевальных трупп Америки. Самые известные постановки Тейлора – четырехминутная миниатюра «Duet» (1957), «Three Epitaphs» (1956), «Auréole» (1962) «Orbs» (1966), «The Book of Beasts» (1971), «Airs» (1978). Нуреев танцевал в четырех его балетах: «Big Bertha», «Auréole», «The Book of Beasts» и «From Sea to Shining Sea». Он также приглашал Пола Тейлора в Парижскую оперу для постановки «Весны священной» и «Speakingfor tongues».

Le Monde», 18 августа 1983 г.

New York Time», 5 мая 1974 г.

723 июня 2002 года мне об этом рассказал сам Ролан Пети. Что касается Барышникова, то он также был запечатлен танцующим «Юношу и Смерть» в голливудском фильме Тейлора Хэкфорда «Белые ночи» (1985 год). Там он играет советского танцовщика, убежавшего на Запад, который в силу не зависящих от него обстоятельств вновь оказывается на территории СССР.

8Там же.

9Речь идет о балетах «Потерянный рай» (Королевском балет; Лондон, февраль 1967 г.) «Экстаз» (Парижская опера, сентябрь 1968 г.; в том же году спектакль был поставлен в миланской «Ла Скала» и в Парижской опере), «Пеллеас и Мелизанда» (Королевском балет; Лондон, март 1969 г.).

10 Temps lies avec Noureev.

11Там же.

12 Руди ван Данциг (род. 1933) – хореограф, в основном работавший с Национальным балетом Нидерландов, где был художественным руководителем с 1967 по 1991 год. Свой первый балет «Ночной остров» поставил в 1955 году, до этого, с 1952 года, – танцовщик; в 1959 году с группой единомышленников организовал в Гааге Нидерландский Театр танца. Для Рудольфа Нуреева сделал балеты «Канаты времени» (1970), «Уносимые легким ветром» (1975), «Про темный дом» (1978) и «Улисс» (1979). Нуреев танцевал также его композицию «Памятник умершему юноше», о которой я подробно пишу в главе.

13 «Le Monde», 18 августа 1983 г.

14Там же.

15 «International Herald Tribune», 21 декабря 1968 г.

16Там же.

17 Nureyev: His Life.

18 Там же.

19 «International Herald Tribune», 4 марта 1970 г.

20«Newsweek», 25 мая 1970 г.

21«International Herald Tribune», 12 июля 1978 г. Фильм «Валентино» с участием Нуреева вышел на экраны в предыдущем году.

22Интервью Р. Данвера автору.

Робер Данвер был танцовщиком в труппе Бежара в «Балет XX века», затем уехал в Нью‑Йорк, после чего вернулся в Бельгию и руководил Балетом Фландрии в Антверпене.

23«L'Aurore», 3 марта 1971 г.

24Это прозвучало в Парижской опере 20 января 2003 года на вечере памяти Рудольфа Нуреева. «Песни странствующего подмастерья» были исполнены после большого перерыва: Бежар не хотел больше видеть этот балет на сцене после того, как Нуреев и Бортолуцци ушли из жизни.

25 Vittoria Ottolenghi. Nureyev: Confessioni, une conversazione lunga trenfanni. – Editoriale Pantheon Roma, 1995 (Превосходная книга итальянской журналистки – крупного знатока балета и большого друга Нуреева.)

26Критик «International Herald Tribune» в номере от 17 марта 1971 года написал об этом: «Чрезмерность аплодисментов, граничащая с неприличием, перешла всякие объективные соображения, партер напоминал стадион после исключительно трудных соревнований. Феномен, на который лучше смотреть с точки зрения психологии толпы, чем с точки зрения искусства…»

27 Nureyev: Confessioni, те conversazione lunga trendanni.

28 «Les saisons de la danse», апрель 1971 г.

29Это мне сказал сам Бежар. Следует уточнить, что в 1975 году Нуреев танцевал «Сонату для троих» Бежара с труппой «Scottish Ballet».

30 Глен Тетли (1926–2007), уроженец Огайо, учился медицине; в танце дебютировал в возрасте 20 лет. Марта Грэхем, оценив его талант, взяла его в свою труппу. Танцевал также в Американском театре балета. Приехав в Европу, руководил вместе с Хансом ван Маненом Нидерландским Театром танца (1962–1970), затем Балетом Штутгарта (1974–1976), а позже, уже за океаном, Национальным балетом Канады (1987–1989). Создал хореографию для сорока с лишним балетов.

31Интервью Г. Тетли автору.

32 «Le Monde», 18 августа 1983 г.

33Интервью Г. Тетли автору.

34Балет «Field figures» по просьбе Нуреева был включен в программу американского турне Королевского балета в 1972 году. Фрагменты из него включены в документальный фильм Пьера Журдана «Гт a dancer» (английская версия).

35Интервью Г. Тетли автору.

36Думаю, читателю будет интересен следующий факт. Тетли, сохранивший очень неприятные впечатления, связанные с провалом «Тристана», отказал Нурееву в том, чтобы ввести «Лунного Пьеро» в репертуар Парижской оперы в 1983 году. Кроме того, хореограф считал, что физические возможности Нуреева больше не позволяют ему самому исполнять роль Пьеро. Нуреев предложил ввести на роль Патрика Дюпона, но Тетли отказал.

37 «Les saisons de la danse», 10 марта 1977 г.

38 «L’Evénement du Jeudi», октябрь 1992 г.

39 Temps lies avec Noureev.

40Там же.

41 «L’Evénement du Jeudi», 8–14 октября 1992 г.

42 «Le Figaro», 15 июня 1974 г.

43Напомню, что Тейлор не рискнул ввести Нуреева в свою постановку. Но Нуреев был в таком восторге от «Auréole», что во время спектакля танцовщики могли видеть, как он за кулисами, глядя на них, пытается повторить движения.

44 Clive Barnes. Nureyev.

45 «Newsweek», 25 мая 1970 г.

46Правда, за два года до этого он танцевал короткий фрагмент из «Большой Берты» Тейлора для американского телевизионного шоу «Burt Bacharach Special» на канале CBS.

47«Book of beasts» – это цепочка комических пародий, кончающаяся, в частности, пародией на классического танцовщика, в которой Нуреев доказал способность смеяться над самим собой.

48 Paul Taylor. Private domain.Ed. A.Knopf 1987.

49Там же.

50 Хосе Лимон (1908–1972), американец мексиканского происхождения, начал танцевать в возрасте двадцати лет. Обучался как классическому, так и современному танцу; свою собственную танцевальную компанию основал в 1946 году. «Павана Мавра» на музыку Генри Перселла – единственный балет Лимона, который танцевал Нуреев, знавший все четыре роли наизусть.

51 «Le Monde», 20 февраля 1979 г.

52 «Le Figaro Littéraire», 18 ноября 1965 г.

53 «Le Monde», 6 декабря 1978 г.

54 Марта Грэхем (1894–1991) родилась в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Учиться искусству танца начала в 22 года, поступив в школу «Денишоун» в Лос‑Анджелесе. В 1930 году основала в Нью‑Йорке Репертуарный танцевальный театр. Позже открыла Центр современного танца Марты Грэхем, который и стал ее творческой лабораторией. Влияние Марты Грэхем на современный танец огромно, она создала хореографию для 181 балета. Среди танцовщиков ее труппы были и будущие хореографы, в частности Пол Тейлор.

55 Martha Graham. Mémoire de la danse. – Arles, 2003. (Автобиографические воспоминания, полные самоиронии.)

56Там же.

57 «Le Monde», 22 января 1976 г.

58«…и с Барышниковым!» – если уж привести полную фразу.

59Она сама себя так называла: «женщина‑еретичка».

60Очевидно, название произошло из‑за игры слов в английском: pelvic truth (правда ниже пояса) и pelvic thrust (тазовое движение, усилие).

61 Martha Graham. Mémoire de la danse.

62Там же.

63«Newsweek», 22 декабря 1975 г.

64Нуреев также танцевал «El penitente» («Раскаяние грешника») в 1977 году и «Клитемнестру» (единственный двухактный балет Грэхем на музыку Халима Эль‑Дабха, постановка 1958 года) в 1980 году.

65 Джером Роббинс (1918–1998) изучал многие танцевальные стили. Получив известность с первым же произведением «Fanny Free», он создал более пятидесяти балетов, сочетая классическую технику с джазом. В течение многих лет совместно с Джорджем Баланчиным он возглавлял «New York City Ballet», одну из самых известных трупп в мире (в 1948–1958 гг., затем в 1969–1990 гг.). Никогда не удаляясь от Бродвея, Роббинс поставил хореографию не менее пятнадцати мюзиклов: «В городе», «Король и я», «Питер Пен», «Джипси» и конечно же знаменитой «Вестсайдской истории».

66«Dance Magazine», март 1962 г.

67 Pierre Bergé. Les jours s’en vont Je demeure. – Gallimard, 2003.

68 Greg Lawrence. Dance with Demons: The Life of Jerome Robbins.New York, 2001.

69Интервью Г. Тесмар автору.

70 Bernard Taper. Balanchine, a biography. – University of California Press, 1984.

71«Esquire», июль 1968 г.

72«Dance Magazine», июль 1983 г. Специальный выпуск о Баланчине.

73Там же.

74«Esquire», июль 1968 г.

75Барбара Хорган говорила мне об этом в июне 2003 года. По сведениям Бернара Тэйпера, биографа Баланчина, зарплата Барышникова, сопоставимая с заработками других солистов‑танцовщиков «New York City Ballet», в 1978–1980 годах не превышала 750 долларов в неделю. (Надо, однако, знать, что в это же время он получал от 3000 до 5000 долларов за вечер в Американском театре балета, другой нью‑йоркской компании, куда его постоянно приглашали.) Гонорар Нуреева в эти годы составлял 7000–10 000 долларов за выступление.

76«Тема с вариациями» (1962 г., Чикаго), «Аполлон Мусагет» (1967 г., Вена), «Атон» и «Блудный сын» (1973 г., Королевский балет), «Мещанин во дворянстве» (1979 г., «New York City Ballet»), «Скрипичный концерт» (1984 г., Парижская опера), «Орфей» (1988 г., «New York City Ballet»).

77 Susan Farell. Holding on the air, an autobiography. – Summit Books, 1900.

78 Paul Szilard. Under my wings. My life as an impresario.New York, 2000.

79Я услышала это от самой Барбары.

80Балет «Мещанин во дворянстве» по комедии Мольера на музыку Штрауса был создан в 1932 г. для русской труппы в Монте‑Карло. Следующая редакция появилась в 1944 году. 8 апреля 1979 г. Нуреев танцевал роль Клеонта в «New York City Opera», но год спустя эту же роль исполнил Петер Мартинс с более престижным «New York City Ballet». В ноябре 1979 года Нуреев возобновил спектакль в Парижской опере.

81Интервью Б. Хорган автору.

82Интервью С. Хэндл автору.

83«New Yorker», 7 мая 1979 г.

84«France Soir», 12 декабря 1979 г.

85Интервью С. Хэндл автору.

86«Le Monde», 18 августа 1983 г.

Пина Бауш (1941–2009) – крупнейший современный немецкий хореограф. Танцевальную карьеру начала в Германии. В США танцевала в составе балетной труппы Метрополитен‑опера. В 1972 году возглавила Театр танца в Вуппертале, которым руководила до последних дней. Наиболее известный ее балет «Семь смертных грехов» на музыку Курта Вайля.

87«The Times», 13 февраля 1971 г.

 

Глава 10

Хореограф

 

Dance and Dancers», январь 1972 г.

2 Автобиография.

3 Noureev.Avant‑Scene Ballet‑Dance, 1983.

4Между 1961 и 1964 годами он поставил па‑де‑де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», па‑де‑катр из «Раймонды», па‑де‑сис из «Лауренсии», «Корсара» и «Дианы и Актеона». Все это было показано по американскому телевидению. 9 февраля 1964 года в прямом эфире на Би‑би‑си транслировался фрагмент из «Лауренсии». Для себя и Марго Фонтейн в тот же период Нуреев сделал па‑де‑де из «Корсара», а для Фонтейн и Виктора Рона – па‑де‑де из «Гаянэ».

New York Times», 18 апреля 1965 г.

Dance and Dancers», январь 1972 г.

7Там же.

8 Noureev. – Avant‑Scene Ballet‑Dance, 1983.

Le Monde», 19 ноября 1965 г.

10 Жан Гизерикс (род. 1945) – звезда балета Парижской оперы в 1972–1980 гг.

11«Life Magazine», 27 ноября 1964 г.

12Интервью М. Биркмайера автору.

13«Dance and Dancers», январь 1972 г. Известно, что Петипа не был большим приверженцем мужского танца. Мужской танец, следуя моде той эпохи, служил лишь для того, чтобы оттенить балерину. Есть и еще один момент. У Петипа был любимый танцовщик – Павел Гердт, исполнитель главных ролей в «Пахите», «Коппелии», «Золушке», «Спящей красавице», «Щелкунчике» и «Раймонде». Ему было уже пятьдесят, когда Петипа поставил «Лебединое озеро». Слабость мужских вариаций в великих балетах Мариуса Петипа привязана, таким образом, к возрасту его любимого исполнителя.

14«New York Times», 18 апреля 1965 г.

15«Dance and Dancers», август 1962 г.

16«Life Magazine», 27 ноября 1964 г.

17В апреле 1964 года Нуреев танцевал в Королевском балете «Гамлета» Роберта Хелпмана.

18«Dance and Dancers», декабрь 1964 г.

19Интервью М. Биркмайера автору.

20Там же.

21Интервью П. Барта автору.

Патрис Барт (род. 1945) окончил балетную школу Парижской оперы, в 1972 году стал солистом. Танцевал все главные роли репертуара. При Нурееве работал педагогом‑репетитором, затем балетмейстером. Мы обязаны Паттрису Барту тем, что он бережно сохранил культурное наследие Нуреева.

22«Dance Magazine», декабрь 1964 г.

23В программке, составленной Жосслин Ле Бури в июне 1999 года, цитируется отрывок из произведения Зигмунда Фрейда «Детское воспоминание Леонардо да Винчи» (1943).

24 «Dance Now», весна 2002 г.

25 Solomon Volkov. Conversations avec Balanchine, Variations sur Tchaikovski. – Ed. de l'Arche, 1988.

26«Dancing Times», май 1973 г.

27«Daily Mail», 9 апреля 1975 г.

28В оригинальной постановке Петипа участвовали 150 человек, для которых сшили 500 костюмов; продолжительность спектакля была четыре часа, действие заканчивалось ариями на манер барочных опер. В 1999 году эту историческую постановку восстановил Мариинский (Кировский) театр.

29«Dancing Times», май 1973 г.

30Там же.

31«Le Monde», январь 1976 г.

32«Le Figaro», 22 января 1976 г.

33«France Soir», 26 декабря 1989 г.

34«Le Monde», 21 марта 1989 г.

35«Dancing Now», весна 2000 г.

36Петипа был возмущен до глубины души, увидев версию Горского (премьера состоялась в Мариинском театре 20 января 1902 года). За кулисами 84‑летний хореограф сказал режиссеру, ведущему спектакль: «Извольте напомнить этому молодому человеку (Горскому), что я еще не умер!»

37Интервью М. Биркмайера автору.

38Признаться, это более поздние отклики: Ричарда Бакла в «Sunday Times» от 7 октября 1973 г. (турне Австралийского балета в Лондоне) и Марсель Мишель в «Le Monde» от 10 марта 1981 г. (премьера «Дон Кихота» в Парижской опере).

39Он был недоволен предшествующими кинематографическими опытами, как с Пьером Журданом в документальном фильме («Noureev, un danceur»), так и телевизионной версией «Спящей красавицы», снятой в Канаде.

40«Dance and Dancers», март 1974 г.

41Фильм, отреставрированный в 1998 году, можно увидеть на DVD.

42«Щелкунчик» очень известен в США благодаря версии Баланчина 1954 года.

43Существуют несколько версий этой волшебной сказки. Если обратиться к истории, Петипа написал либретто и заказал партитуру Чайковскому. Но жизнь внесла свои коррективы: хореограф заболел, и балет поставил его ассистент Лев Иванов, который, хоть и работал под неусыпным контролем патрона, внес в действие некоторые изменения.

44Вероятно, Нуреев был под большим влиянием версии Василия Вайнонена, поставленной в Кировском театре в 1934 году. Там тоже не было Феи Драже, но было много детей, а все действие представляло собою сон Маши.

45Общая идея постановки 1973 г. для Королевского балета навеяна также гравюрами Гюстава Доре.

46«Dance Magazine», июль 1968 г.

47Там же.

48Интервью С. Хэндл автору. Но надо сказать, что «Щелкунчик» Нуреева вошел в репертуар Королевского балета Швеции (1967), Королевского балета Лондона (1968), миланского театра «Да Скала» (1969), Берлинской оперы (1979), Парижской оперы (1985), Национального балета Финляндии (1994).

49«The Times», 13 февраля 1971 г.

50С 1785 года по веронской трагедии Шекспира были поставлены многие балеты, но они до нас не дошли. Бессмертный сюжет вдохновил Берлиоза и Чайковского, но Петипа им не заинтересовался. В 1938 году Сергею Прокофьеву был сделан заказ на музыку для постановки «Ромео и Джульетты» в Чехословакии. В 1940 году в Кировском театре балет (на музыку Прокофьева) поставил Леонид Лавровский. Нуреев для своей постановки также выбрал музыку Прокофьева, а не Берлиоза, а вот Морис Бежар был больше привязан к Берлиозу.

51Марго в ту пору было пятьдесят семь лет, Джульетте, как известно, едва четырнадцать! Критика не слишком умилялась такой исполнительнице, зато публика возраста танцовщицы не замечала.

52«Combat», 28 сентября 1968 г.

53Как оказалось, Нуреев не забыл уроки фехтования, полученные в училище в Ленинграде.

54Интервью П. Руан автору.

55Там же.

56Там же.

57«Le Monde», 24 декабря 1991 г. К этому времени продолжительность спектакля сократилась с четырех часов до трех часов десяти минут.

58Интервью П. Руан автору.

59Интервью Э. Морен автору.

60Интервью П. Руан автору.

61Слова Нуреева, использованные Жосслин Ле Бури в программке Парижской оперы.

62 Автобиография.

63Это было начало плодотворного сотрудничества. Впоследствии Фриджерио и Скуарчапино создавали декорации и костюмы для «Лебединого озера» 1984 года и «Баядерки» 1992 года. После смерти Нуреева они придумали новые декорации и костюмы для «Ромео и Джульетты» (1995) и «Спящей красавицы» (1997) в постановке Парижской оперы.

64Из великолепного документального фильма Филиппа Коллена «Noureev a Spolete», снятого в 1964 году.

65 Lettres sur les arts imitateurs en général et sur la danse en particulier, 1802.

66По словам Патрисии Руан.

67«Les Saisons de la danse», февраль 1978 г.; «L’Aurore», 20 января 1978 г.; «Le Monde», 20 января 1978 г.

68«Les Saisons de la danse», март 1982 г.

69На «Манфреда» ему указал русский виолончелист Мстислав Ростропович.

70Для балета Нуреев избрал симфоническую увертюру Чайковского, написанную в 1885 году.

71Жюд, как и Нуреев, получил травму и в спектакле не участвовал.

72«Le Figaro», 9 марта 1984 г.

73«Le Quotidien de Paris», 12 марта 1984 г.

74«Le Monde», 13 марта 1984 г.

75«Le Matin de Paris», 11 июня 1985 г.

76По оригинальному либретто С. Худекова в четвертом акте «Баядерки» в ту минуту, когда брамин соединяет руки Солора и Гамзатти в брачной церемонии, раздается страшный раскат грома. Молния ударяет во дворец, и он обрушивается, засыпая обломками раджу, его дочь и несчастного воина. Эффект был очень сильный, но с 1919 года из‑за нехватки технического персонала в Мариинском четвертый акт был устранен. Полная версия 1877 года была поставлена только в мае 2002‑го, после того как были обнаружены архивы Гарвардской коллекции, где хранились рукописи Петипа.

77Интервью Ф. Скуарчапино автору.

78Интервью Н. Кургапкиной автору.

79Интервью Ш. Жюда автору.

80Интервью И. Платель автору.

81Интервью М. Лудьер автору.

82Интервью Ш. Жюда автору.

83Интервью М. Лудьер автору.

84Интервью Э. Купер автору.

85Интервью П. Барта автору.

86 Natalia Makarova. A dance autobiography. – New York, 1979. Прекрасная книга с интересным текстом и малоизвестными фотографиями. Как и Нуреев, Макарова попросила политического убежища во время официальных гастролей Кировского театра в Лондоне и осталась на Западе в сентябре 1970 года.

87Интервью М. Редон автору.

88Цитируется во многих программках Гранд‑опера.

89 Автобиография.

90В 1980 году Валерий Панов создал для Нуреева «Идиота» по Достоевскому на музыку Шостаковича (Берлинский балет). В 1989‑м датчанин Флеминг Флиндт поставил для него «Шинель» по Гоголю на музыку Шостаковича (сначала во Флоренции, а затем в Кливленде, США).

91Интервью П. Барта автору.

 

Глава 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: