double arrow

Задержания подозреваемого


 

Согласно ст. 91 УПК РФ следователь, дознаватель, орган дознания вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано:

- если это лицо пыталось скрыться,

- не имеет постоянного места жительства,

- не установлена его личность,

- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого осуществляется в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ. О задержании, несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители (ст. 423 УПК РФ).




В случае задержания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, после установления их личности они немедленно должны быть освобождены (ст. 449 УПК РФ).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов, в соответствии со ст. 92 УПК РФ составляется протокол задержания, в котором отмечается о разъяснении прав подозреваемому.

В протоколе указываются:

- дата и время его составления

- дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого,

- результаты его личного обыска

- другие обстоятельства его задержания.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. В течение 12 часов с момента задержания подозреваемого следователь, дознаватель или орган дознания обязан сообщить в письменном виде прокурору о произведенном задержании.

В соответствии со ст. 93 УПК РФ подозреваемый может быть подвергнут личному обыску, который может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.



После составления протокола задержания и не позднее 24 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ) подозреваемый должен быть допрошен, в соответствии со ст. 189, 190 УПК РФ.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Следователь, дознаватель при необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого может ограничить продолжительность свидания с защитником до 2 часов. В этом случае подозреваемый и его защитник должны быть предварительно уведомлены.

Следователь, дознаватель не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим*(76), об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник (ст. 96 УПК РФ).

При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с ФЗ от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"*(77), об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия не позднее 12 часов с момента задержания.



В этот же срок уведомляется посольство или консульство того государства, гражданином или подданным которого является подозреваемый.

С согласия прокурора уведомление о факте задержания может не производиться в случае, когда в интересах предварительного расследования, есть необходимость сохранения этого в тайне. Исключением являются случаи, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания*(78) подозреваемых под стражей определяются федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(79). Так, в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения следователя, дознавателя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

По постановлению следователя или дознавателя подозреваемый подлежит освобождению, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94 УПК РФ, если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания*(80) подозреваемого уведомляет следователя или орган дознания, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Копия определения или постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства следователя, дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу выдается подозреваемому при его освобождении. Кроме того, при освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указывается:

- дата, время, место и основания задержания;

- фамилия, имя, отчество и должность лица, производившего задержание;

- дата, время и основания освобождения лица из-под стражи.

 

Меры пресечения

 

Согласно ст. 98 УПК РФ мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Следователь, дознаватель, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК РФ.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться:

- тяжесть преступления;

- сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (сведения о судимости, о привлечение к административной ответственности и др.)

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 450 УПК РФ судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Кроме того, судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П указано, что нормы ст. 107, 108 и 450 УПК РФ предполагают применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы*(81).

Мера пресечения в отношении подозреваемого избирается в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ.

Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому предъявляется обвинение.

В случае, когда подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, обвинение ему предъявляется в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не было предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Исключение составляют случаи, когда подозреваемый совершил одно из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281, 360 УК РФ.

В этих случаях обвинение предъявляется подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК РФ).

Дознаватель, следователь или судья об избрании меры пресечения выносит постановление, а суд - определение, которое содержит основания для избрания этой меры пресечения и пункт, часть, статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление.

Копия постановления или определения вручается подозреваемому или обвиняемому, с одновременным разъяснением ему порядка обжалования принятого решения в соответствии со ст. 123-127 УПК РФ.

Защитнику или законному представителю копия постановления или определения вручается только по их просьбе.

 







Сейчас читают про: