double arrow

Подписка о невыезде и надлежащем поведении


 

Данная мера пресечения состоит во временном ограничении свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого путем возложения на него письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда. При этом никаких других ограничений ни по службе, работе или учебе, ни по режиму использования свободного времени подписка о невыезде не налагает. В случае ее нарушения к подозреваемому или обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки.

Надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого - это выполнение им процессуальных обязанностей:

- являться в назначенный срок по вызовам следователя, дознавателя и в суд;

- не препятствовать иным путем производству по уголовному делу.

Условием избрания подписки о невыезде служит наличие у лица постоянного или временного места жительства. Постоянное место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно проживает на законных основаниях. Временное место жительства - это место пребывания, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно*(82). Подозреваемый, обвиняемый должен иметь регистрацию по месту жительства или пребывания.




Следует учесть, что регистрация имеет уведомительный характер, ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав граждан*(83).

При избрании подписки о невыезде и надлежащем поведении кроме вынесения постановления требуется составить саму подписку - письменное обязательство обвиняемого.

Срок действия подписки законом не ограничен, она действует в течение всего срока предварительного расследования, если не возникнут основания для ее отмены или замены на более строгую (ст. 102 УПК РФ).

 

Личное поручительство

 

Согласно ст. 103 УПК РФ личное поручительство - это письменное обязательство лица, заслуживающего доверия о ручательстве за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательства являться по вызовам следователя, дознавателя и в суд в назначенный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ).

Обязательным условием для применения данной меры пресечения является ходатайство одного или нескольких законопослушных граждан. Данное ходатайство подается в письменной форме следователю, дознавателю, в производстве которого находится уголовное дело, и заключается в просьбе о применении к конкретному подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде личного поручительства.

Ходатайство подлежит рассмотрению в том случае, когда подозреваемый, обвиняемый согласен с тем, что в отношении его будет избрана именно эта мера пресечения и что за его надлежащее поведение ручаются именно эти лица. Число поручителей определяет следователь, дознаватель.



Об избрании меры пресечения в виде личного поручительства следователь, дознаватель обязан вынести мотивированное постановление, о чем сообщает заинтересованным лицам. После этого составляется письменное обязательство - личное поручительство. Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства.

Копии постановления и письменного обязательства вручаются немедленно подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и поручителю. Одновременно им разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

 

Наблюдение командования воинской части

 

Наблюдение командования воинской части применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, являющегося военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы.

Военнослужащим является лицо, проходящее военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 17.05.2011) "О воинской обязанности и военной службе"*(84).

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Указанная мера пресечения состоит в принятии мер, предусмотренных Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации*(85), для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств являться по вызовам следователя, дознавателя и в суд в назначенный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ).

Применение наблюдения командования воинской части в качестве меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

Подозреваемый, обвиняемый военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы находится под наблюдение командования воинской части до вынесения решения по уголовному делу, если не возникнут основания для отмены или замены данной меры пресечения на более строгую.

Следователь, дознаватель об избрании меры пресечения выносит постановление и направляет его командованию воинской части. Постановление содержит разъяснение существа подозрения или обвинения, а также обязанности командования воинской части по исполнению данной меры пресечения.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом следователю, дознавателю, избравшему данную меру пресечения (ст. 104 УПК РФ).

 







Сейчас читают про: