Дети с различными отклонениями содержатся в учреждениях практически закрытого типа, что приводит к созданию кризисной ситуации, обусловленной социальной «маркировкой» ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом, искусственной изоляцией ребенка в особом социуме, часто не способствующей его последующей адаптации в обществе, жестокостью и безвариантностью форм получения образования ребенка, почти полным исключением семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.
Дети, развитие которых отличается от принятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть одаренные дети и дети с ограниченными возможностями.
В ситуации, когда ребенок живет в семье или постоянно общается с родителями, установление факта заболевания ребенка является для родителей ситуацией психологического шока. Реализация собственных планов становится проблематичной, неясны перспективы в отношения судьбы ребенка. Сами родители оказываются неготовыми к такому испытанию. В ряде случаев это приводит к распаду семьи. Родители, имеющие детей-инвалидов, подвержены нервным расстройствам, связанным с напряженной психологической атмосферой.
В семьях, воспитывающих детей-инвалидов, выделяют следующие виды родительских отношений:
1) Родители, переживающие комплекс собственной вины в случившемся. Чувство вины порождает по отношению к ребенку гиперопеку, которая не только не помогает реабилитации, но и существенно вредит ей
2) Родители, которые в силу определенных причин пускают реабилитацию детей на самотек. Как правило, это неблагополучные семьи, наиболее нуждающиеся в помощи специалистов.
Поэтому для организации качественного процесса реабилитации необходимо тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми-инвалидами и их семьями. Родители должны знать имеющийся реабилитационный потенциал ребенка, ожидаемые результаты и все виды реабилитационных мероприятий, необходимых ребенку с особыми потребностями.
Проблема социальной адаптации не только проблема ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, приобретает в отечественной системе социальной работы особую значимость, что связано с одной стороны – с ростом аномальных детей, а с другой – с позитивным опытом. В ситуациях, связанных с охраной здоровья, обеспечением условий для развития нетипичного ребенка, именно семья рассматривается в качестве базисной структуры, является основной целью вмешательства специалистов.
Другая проблема – психологическая изоляция семьи, возникает на этапе постановки ребенку медицинского диагноза. Эмоциональная неподготовленность родителей к факту появления в семье ребенка с неоднозначными возможностями социализации, стрессовая ситуация не позволяют родителям сразу выработать разум и адекватное поведение в отношении ребенка, влияет на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения их функций. Наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии сожжет изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Фиксация на собственных переживаниях и трудностях существенно ограничивает перспективы развития и семьи и ребенка. Контакты семьи с широким окружением, поддерживающее отношение общества могут сыграть позитивную роль в жизни семьи. Для успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных связей семьи с друзьями, коллегами, миром. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формирования правильного отношения к детям с нетипичным развитием.
Консультирование родителей, имеющих ребенка с особыми нуждами и самого ребенка опирается на следующие принципы:
- Необходимость;
- Вынужденность;
- Комплексность;
- Постоянное проведение с заданной периодичностью.
Отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии от традиционных систем консультирования:
- в рамках семейной или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добровольность обращения к специалисту. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющее развитие семья «принуждается» к консультированию каким-либо специалистом, заподозрившим нарушение развития ребенка, т.е. по направлению (совету)
- стандартное консультирование предполагает возможность для семьи с любой момент прекратить общение со специалистами. Практика консультирования детей с проблемами в развитии показывает, что в некоторых случаях семья не доводит до конца консультирование или родители, неудовлетворенные результатами обследования, начинают искать другого «более удобного» специалиста, который после повторного обследования дал бы благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Подобное поведение семьи называется «хождение по кругу врачей».
Исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходимо «удержать» родителей от прежде временного пребывания консультирования, дать возможность проведения психокоррекционной работы в полном объеме добиваться адекватного осознания родителями проблемы и принятия правильных решений по воспитанию и обучению ребенка.
- Важное направление в реабилитации детей с особыми потребностями – психологическое сопровождение. Оно осуществляется в процессе общения с ребенком и семьей.
Диагностико-коррекционная работа с детьми, имеющими особые нужды, и их родителей должна быть направлена на следующие моменты:
- отношение ребенка к себе и миру, позитивность, глубина осмысления жизни
- отношение родителей к ребенку, внутренний смысл его болезни, решение проблемы принятия и способность к любви
- поведенческие особенности.