Основные категории социальной педагогики

Основные категории социальной педагогики. Социальная педагогика как любая наука имеет свои научные категории. Представлены наиболее существенные понятия, определяющие сущность социальной педагогики.

Категории (от греч. kategoria – высказывание, признак) – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.

Развитие личности (реализация внутренне присущих задатков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить, как процесс и результат ее социализации – усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором она живет.

Социализация – процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).

Социальный опыт – опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством.

Социальное воспитание – создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.

Социальное обучение – целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

Социальная среда – целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе.

Социальная помощь – это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального положения.

Социальная поддержка – это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Социально-педагогическая поддержка – это оказание помощи личности в процессе социализации и самореализации.

Социальная защита – это система гарантированных государством мер (экономических, правовых, организационных), обеспечивающих гражданам поддержку в сложных жизненных ситуациях.

Социальный педагог – специалист, который оказывает помощь детям и семье в решении проблем в процессе социализации. Он работает с детьми, подростками, молодежью, родителями, т. е. людьми разного возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок (подросток, молодежь), семья, группа, организация.

 

Лекция 2

«Социализация как социально-педагогическое явление.Институты социализации.»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: