Социальная педагогика как наука. Основные принципы социальной педагогики

 

Социальная педагогика как наука разрабатывается современными учеными: В.М. Басовой, В. Г. Бочаровой, СА. Беличевой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфовым, МА. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.Р. Мустаевой, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, B.C. Торохтием, Г.Н. Штиновой и др.

Существуют различные определения социальной педагогики.

А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

С точки зрения В.А. Никитина, социальная педагогика представляет собой теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или социализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

По мнению Л.В. Мардахаева, социальная педагогика – это педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.

С точки зрения В.М. Басовой, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.

Е. Молленхауер раскрывает социальную педагогику как помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.

Цель социальной педагогики – обеспечение возможностями и условиями социального становления и социального развития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.

По его рассуждениям, задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в три группы. Первая из них связана с исследованием практической деятельности: выявление закономерностей развития социальной работы и социально-педагогической практики, социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума; поиск противоречий и определение тенденций их разрешения; разработка принципов, способов, методов и форм деятельности социального педагога и социального работника; изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента); анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.

Вторая группа задач связана с развитием социальной педагогикой самой себя: выявлением собственных методологических, теоретико‑методологических и теоретических основ; формированием содержания социально‑педагогического науковедения – определение объекта, предмета, целей, задач, функций, технологий, методов и т. д.; комплектованием процессуальной, функциональной, научно‑содержательной и научно‑дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания; разработкой технологических и на учебно‑методических основ социальной педагогики, технологий и методов научного исследования социально‑педагогической практики и др.

Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы – социальных работников, социальных педагогов и др.

Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.

И.А. Липский объектом изучения социальной педагогики считает взаимодействие человека и социальной среды, а академик РАО Г.Н. Филонов – процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий, т. е. социальное развитие человека.

Предметом социальной педагогики является изучение закономерностей социального развития личности в процессе социального обучения и социального воспитания. Исследование взаимосвязей индивидуального развития личности и социального развития, индивидуального и социального процессов. Человек как представитель общества является носителем социальных отношений и его целей и задач. Но при этом у него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализовано только в социальном мире. Внести свой вклад в развитие этого мира – значит выполнить свою задачу на Земле.

А.В. Мудрик определяет предмет социальной педагогики как социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, а И.А. Липский, Л.Е. Никитина – закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей. Вопрос о предмете и объекте социальной педагогики остается до сих пор в науке дискуссионным.

Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, философская антропология, современные данные человекознания. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена.

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

 

Основные принципы социальной педагогики

Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.

1)Принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;

2)Принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики. К таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

А. Объектный фактор – это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Б. Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

В. Средовый фактор – это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет.

Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – в конкретной культуре. Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему.

Г. Технологический фактор – это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности.

3)Принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: