Связь социальной педагогики с другими науками

Социальная педагогика находится во взаимосвязи со многими смежными науками. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что социальная педагогика в процессе своего становления и развития заимствовала идеи, методы и способы исследования из ряда других наук, до момента ее выделения в самостоятельную науку.

Философия. По своей природе философия является методологической основой всех общественных наук. Связь философии и социальной педагогики обусловлена тем, что философия занимается постановкой и исследованием фундаментальных вопросов о воспитании человека, человеческого бытия и т.д. На основании философских суждений вырабатывается обобщенная система взглядов на мир и места человека в нем.

Политология. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов.

Социология. Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «выросла» из социологических теорий. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. Активно используются в прикладных исследованиях диагностические методы социологии: интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации.

История. В 60-е – 70-е гг. XX в. наметилась тенденция сближения истории с другими общественными науками – педагогикой, психологией, социологией, демографией, антропологией. Результатом этого стало появление так называемой социальной исторической науки.

Религиоведение. Ученые религиоведы выделяют мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культурно-транслирующую и некоторые другие функции религии. Большое значение имеет система норм, образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Психология. Современные психологи интересуются не только психикой человека, но и закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Психологические знания являются базой, основой профессионального обучения в области социальной педагогики.

Валеология. Исследование всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии. Адаптационное, социально-коррекционное и реабилитационное направления в социальной педагогике напрямую связаны с валеологическими знаниями и подходом.

Конфликтология. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика – главным образом, межличностные, внутриличностные и личностно-групповые конфликты.

Этика. Анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальна педагогика использует и учитывает сформулированные этические принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: