Теория и практика отечественной профориентации

 

Несмотря на то, что в Росси вплоть до 1917 года сохранялась жесткая традиция наследования «семейной профессии», что сильно ограничивало людей в выборе профессий, идеи оценки пригодности и прогнозирования профессиональной успешности развивались весьма активно. Причем, в отличие от зарубежных психотехников российские авторы считали, что идея подбора работ более гуманна, чем идея отбора людей по принципу профпригодности.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но государственный статус подобные службы приобрели только в годы Первой мировой войны. В известном издании «Кающийся энциклопедист» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, и выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету.

В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.

Наиболее бурно в нашей стране профессиональная ориентация развивалась в 20-е годы. В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева Наркомтруд открыл при Институте мозга первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927–1928 гг. были обследованы 2700 подростков, а за последующие 10 лет – 7 млн. 600 тыс. человек.

В 1934 г. сеть профессиональных учреждений состояла из 86 бюро, основной работой которых являлся профподбор поступающих в ФЗУ (64% от общего числа прошедших психотехнические испытания). Кроме того, многие бюро профконсультации выполняли большое количество дополнительных заданий по труду и обучению рабочей молодежи, по трудоустройству отдельных групп подростков (физически неполноценные, из специальных учреждений и т.п.).

В эти годы большое внимание среди прочих уделяли вопросам профориентации и профпросвещения такие отечественные психотехники, как А.П. Болтунов, А.И. Щербаков. Созданием первой профессиональной типологии занимался С.Г. Геллерштейн.

И только в 60–70-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Е. А. Климов и другие сотрудники Ленинградского института профессионально-технического образования впервые начинают серьезно заниматься теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Так, Е.А. Климовым была разработана четырехъярусная классификация профессий, создаются и внедряются профориентационные методики, которые используются консультантами до сих пор (например, дифференциально-диагностический опросник Климова).

В это же время под влиянием и на основе идей И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.С. Мерлина появилась концепция индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова.

Здесь индивидуальный стиль деятельности – это совокупность приемов, способов, типов деятельности, которая обеспечивает высокий уровень профессионализма и эффективности работы. В его основе лежат особенности высшей нервной деятельности, темперамента человека, хотя немалую роль в этом играют мотивация и некоторые характерологические особенности, а также задатки и способности. Причем, задатки можно выявлять рано (до непосредственного овладения профессией) и тогда возможен прогноз профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности.

Другая основополагающая отечественная теория – теория профпригодности – была разработана К.М. Гуревичем. Профпригодность – это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности, которое обеспечивает достаточно высокий и надежный уровень выполнения этой деятельности. Выделяются два уровня качеств: физиологический и психологический. Он выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную. В основе такого разделения различие профессий в плане сложности и требований, предъявляемых профессией к человеку.

В 1988 году было признано необходимым ускорить создание разветвленной государственной службы профессиональной ориентации молодежи, важными звеньями которой должны выступить территориальные центры, общеобразовательные школы, базовые предприятия (объединения), семья, общественность, СМИ, специальные службы и т.д.

Распад Советского Союза и изменение политики Российского государства в начале 90-х годов привели к тому, что проблема профориентации молодежи стала игнорироваться большинством государственных чиновников от образования.

 

Профориентация. Профессиональное самоопределение

Профориентация

Профессия – основное понятие профориентации. Это слово произошло от двух латинских слов: «professio» официальное указание занятия, специальность и «profiteor» – «объявляю своим делом». Е.А. Климов выделил следующие значения понятия «профессия».

1. Область приложения сил человека как субъекта труда, связанная с выделением объекта и предмета деятельности профессионала.

2. Общность людей – профессионалов, занимающихся близкими проблемами, ведущих примерно одинаковый образ жизни.

3. Подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу, определенный набор знаний, умений и навыков.

4. Деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Наиболее полным можно признать следующее определение.

Профессия – это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда отрасль приложения физических и духовных сил человека, а также его знаний и умственных способностей, дающая ему возможность существования и развития.

Выбирая профессию, необходимо учитывать большое количество факторов, таких как потребность общества в кадрах тех или иных профессий, реальные возможности трудоустройства или продолжения учебы, специфика различных профессий. Кроме того, важно правильно оценить свои склонности и способности, жизненные ценности и цели.

Выделяют следующие факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии:

- факторы общественного воздействия на мотивы выбора профессии, т.е.

- факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;

- факторы личного характера: склонности, способности, интересы и психологические качества людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;

- факторы, связанные с потребностями народного хозяйства в кадрах с характером требований профессий и трудовой деятельности к человеку.

Однако исследовать все эти факторы молодому человеку, самоопределяющемуся в мире профессий, очень трудно. Более того, список факторов, на которые в действительности ориентируется молодой человек, совсем другой: престижность профессии; высокая зарплата; интересная работа; хорошие условия труда; чтобы ее легко было приобрести (легко поступить и учиться); чтобы профессия соответствовала желанию родителей; чтобы легко было найти работу по специальности.

Он обращается за помощью к учителям, близким, друзьям, нередко стремится получить готовый совет или рекомендацию. Источником профориентационной поддержки могут стать любой человек (друг, знакомый, учитель, кто-нибудь из членов семьи), средство массовой информации, модные тенденции на рынке профессий. Но это, как правило, – односторонняя помощь, которая заключается в совете, пропаганде или агитации.

Наиболее общим можно считать следующее определение профориентации.

Профориентация – система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей, перспектив развития, а также с учетом необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах хозяйства страны, отдельной отрасли, экономического региона

Профессиональная ориентация сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. В связи с этим выделяют следующие аспекты профессиональной ориентации:

1. Психолого-педагогический. Профориентационная работа оказывает воспитательное воздействие на профессиональные интересы людей, т.е. способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества.

2. Медико-биологический. Правильно организованный и грамотный выбор профессии предполагает учет требований к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для определенной деятельности.

3. Социально-экономический. Выбор профессии и дальнейшая профессионализация личности предполагают процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.

В литературе можно также встретить описание системы профориентации, как комплексной работы в ряде направлений, также нередко называемых этапами:

1) профессиональное информирование и просвещение;

2) профессиональная диагностика;

3) профессиональная консультация;

4) профессиональный отбор;

5) профессиональная адаптация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: