Теория и практика зарубежной профориентации

Профессиональная ориентация как направление в науке о труде возникла около ста лет назад. Некоторые авторы связывают ее рождение с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел психологической науки – психология профессий. Но общепринятой точкой отсчета истории профориентации является создание Фрэнком Парсонсом первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Возникновению профориентации как научно-обоснованного метода предшествовала длительная история развития общественного устройства, экономики, науки.

В 1909 году Ф. Парсонсом были сформулированы следующие положения теории:

1) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

2) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

3) профессиональный выбор является в сущности сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

В противовес теории Ф. Парсонса в 1956 году американским ученым Джоном Голландом (Holland) была разработана так называемая иерархия направленности.

В 1952 году, американец Дональд Сьюпер (Super) предложил еще одну, не менее интересную теорию, которая получила название концепции возрастного развитияю

В 60-е годы XX века Анной Анастази и Леон Тайлер была разработана концепция индивидуальности.

Теории мотивации также оказали свое влияние на развитие профориентации. Основная идея теории удовлетворенности трудом Герцберга заключается в необходимости развивать ведущие мотивы, а именно: мотив достижения в работе и потребность в общественном признании.

Сходные идеи высказывает Энн Ро. Она утверждает, что у человека складывается иерархия потребностей (имеется в виду иерархия потребностей по Маслоу). В зависимости от этой сложившейся иерархии потребностей нужно подбирать людям работу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: