Формы и методы профессионального просвещения

Профинформационный урок. В зависимости от организации и содержания эта форма работы позволяет решать различные задачи: активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессии, воспитание ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии, выявление и формирование структуры мотивации профессиональной деятельности, стимулирование учащихся к самовоспитанию профессионально значимых качеств и т.п.

Профинформационная беседа (чаще всего тематическая). Беседа в отличие от урока носит менее структурированный, проблемно-ориентированный характер. Эффективность групповой беседы – охватывается большее количество людей, имеется возможность обсуждения интересующих вопросов с разных точек зрения, активного осмысления информации. При индивидуальной беседе – возможность обращаться к более глубинным вопросам, интересующим оптанта, получить боле полную информацию о его возможностях и предпочтениях.

Профинформационные игры. Человек получает не только словесную информацию в готовом виде, но и личностный опыт, заменить который не может ни одна лекция. К тому же информация сопровождается позитивными эмоциями.

Профинформационные стенды (наглядная информация) – один из традиционных способов профинформирования. На стендах может быть представлено описание профессий, учебных заведений, достижений в области данной профессии, а в некоторых случаях и образцы продукции. Эта форма профинформирования позволяет человеку самому получить информацию.

Профинформационная экскурсия на предприятие. С одной стороны, она знакомит интересующихся профессией со структурой производства и профессиональной деятельности, с техникой, технологией, организацией и условиями труда. С другой стороны, эта форма работы учит молодых людей самостоятельно проводить анализ профессий, это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение необходимой профессиографической информации.

Профессиографическая встреча. Вместе с профессионалом учащиеся проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности, исследуют социально-экономические и технологические аспекты профессии.

Организация исследовательской работы по составлению описания профессии. Известно, что информация, добытая самостоятельно, более органично усваивается личностью. Особенно это касается информирования детей и подростков. Для организации самостоятельного сбора информации важно предварительно рассказать ребятам о существующих классификациях профессий, о схеме составления профессиограмм.

«Ярмарки профессий». Эта форма профпросвещения обычно проводится силами служб занятости и заключается в организации встречи представителей организаций и предприятий, нуждающихся в специалистах, с потенциальными работниками и др.

Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, более эффективными будут такие методы работы, которые требуют непосредственного участия оптанта в поиске информации и формировании общей «профессиональной картины».

Учащиеся младшей и средней школы. Традиционным уроком профпросвещения в школе считается урок труда. Действительно, первую пробу своих сил в практической деятельности учащиеся получают именно здесь. Но при условии соответствующей психолого-педагогической подготовки учителя-предметники могут также успешно информировать учащихся о профессиях и сферах деятельности, использующих знания по данной теме или разделу.

Большие возможности для получения знаний о мире профессий дает внеучебная деятельность. Педагоги дополнительного образования помогают детям постичь тонкости разных ремесел. В отличие от школьных занятий здесь ребенок познает профессии на практике, вырабатывает профессиональные навыки, узнает о своих возможностях. На базе полученного опыта трудовой деятельности у детей складываются основы профессиональной направленности.

Воспитательный аспект реализуется здесь в формировании уважительного отношения к труду, умения самостоятельно организовывать работу и свое рабочее пространство.

Таким образом, профпросвещение на этом этапе является частью учебно-воспитательного процесса, а методы и формы работы во многом совпадают с методами и формами воспитания и обучения.

Старшеклассники. В старших классах впервые становится актуальной проблема выбора профессии. В связи с этим на первое место выходит информирование учащихся о факторах и закономерностях профессионального выбора. Более осознанным и упорядоченным становится процесс самопознания и сбора информации о наиболее привлекательных профессиях. Но в этот период возможен и «откат» самоопределяющейся личности на более ранние стадии развития, это может выражаться в стремлении поскорее сделать выбор, не вдаваясь в подробности планирования профессионального пути, в отказе принимать решение и перекладывании ответственности на других.

Родители подростков и юношей. При организации профориентационной работы с детьми и подростками необходимо учитывать, что на их профессиональный выбор значительное влияние оказывают родители. Поэтому необходима продуманная система профинформационной работы с родителями.

 

 

Лекция 9

 

Профессиональная деятельность социального педагога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: