Профессиональное самоопределение

 

Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор определенной профессии или сферы трудовой деятельности с учетом своих интересов, склонностей и способностей. Это – окончательное определение ответа на вопрос «Кем быть?». Причем, с одной стороны, это свободный выбор как одно из важнейших гражданских прав человека, с другой стороны, это акт самоограничения, отказ от других видов деятельности. В этом состоит парадоксальность понятия «свобода выбора».

Под свободой выбора профессии понимают осознанное профессиональное самоопределение, при котором установки личности в выборе профессии, с одной стороны, согласуются с общественными потребностями, а с другой стороны, сообразуются с личными данными, т.е. с призванием, способностями и профессиональной подготовкой, образованием и психофизиологическими особенностями. Иными словами, свобода есть осознанная необходимость, а реализация этой свободы возможна только при условии достижения личностной зрелости: достаточного уровня развития самосознания, рефлексии и саморегуляции.

Исследования различных факторов, влияющих на выбор профессии, показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей. В процессе обучения и воспитания ребенку передается общественно-исторический опыт предшествующих поколений, осуществляется планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Следует подчеркнуть, что профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой – на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают две системы – система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная – деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности, с учетом специфики деятельности, на основе принципа координации.

Логико-содержательная – профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.

Личностная – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующаяся: активной позицией, то есть стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим выбор профессии школьников и осознаваемых как личностно значимые; уровнем развития самосознания: представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностной установкой на модель профессионала.

Управленческая – предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, ее осуществление, регулирование выполнения программы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию.

Основные направления профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип государственной заботы об удовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, в чем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т.д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профнаправленности – вот главное в профессиональной ориентации. Ее конечная цель – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: