Внешние и внутренние условия, профессионального «выгорания»

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Психогигиена профессиональной деятельности социального педагога

 

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

- экология человека – изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,

- забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,

- забота о правильном воспитании детей и подростков,

- рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;

- психологический климат в больших и малых социальных группах;

- разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;

- система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.

- эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия.

 

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

1. Хорошее здоровье.

2. Сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни).

3. Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди:

1. Имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса.

2. Способные конструктивно меняться в напряженных условиях.

3. Отличающиеся высокой подвижностью.

4. Открытостью.

5. Общительностью.

6. Самостоятельностью.

7. Стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

1. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.

2. Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь.

2. Снижайте значимость событий.

3. Действуйте.

4. Творите:

5. Выражайте эмоции:

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Методы саморегуляции эмоциональной сферы

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Осваиваем саморегуляцию, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.

I. Способы, связанные с управлением дыханием.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

III. Способы, связанные с воздействием слова.

IV. Способы, связанные с визуализацией (использованием образов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: